Идеи для бизнеса: улучшаем центр обработки данных
Получать лучшие публикации от редакции раз в неделю:

Как устроена Apple iBeacon — технология, способная изменить мир торговли

Обзор технологии iBeacon, которая может придти на смену NFC и совершить революцию в ритейле
15 апреля, в 15:54

На прошлой неделе Организация объединенных наций в Новом музее в Нью-Йорке представила необычную инсталляцию — виртуальное минное поле. В него была превращена вся выставочная площадка. Посетителям предложили «испытать приблизительно те ощущения, которые человек испытывает на войне во время реальной опасности». Создатели инсталляции использовали для реализации задумки технологию Apple iBeacon.

Среди работ фотографа Марко Гроба были заложены маячки iBeacon. Посетителям выдавали наушники и заранее рекомендовали установить на смартфоны приложение Sweeper. Когда посетитель выставки случайно «подрывался» на «мине», то есть находился в непосредственной близости от маячка, в наушниках «жертвы» случался «взрыв». А потом диктор рассказывал ему о последствиях, что случилось бы с посетителем выставки, будь мина настоящей.

Технология iBeacon становится все более и более популярной в мире. Компания Apple упорно игнорирует технологию NFC и, кажется, нашла ей достойную альтернативу. И хотя, кажется, большинство пользователей iOS-устройств еще не до конца понимают, что это такое, уже совсем скоро им придется научиться пользоваться этой технологией: ее уже активно осваивают розничные торговые сети, рекламщики, гражданские активисты, исследователи.

Что такое iBeacon

По сути, речь идет о миниатюрных маячках размером со спичечный коробок, которые связываются с мобильным устройством пользователя с помощью технологии Bluetooth Low Energy. Если смартфон пользователя оказывается в непосредственной близости перед маячком, тот отправляет на него какую-то заранее подготовленную информацию. Например, у входа в магазин можно разместить маячок, «рассказывающий» обо всех скидочных предложениях в нем. Характерная особенность iBeacon в том, что здесь практически исключены случайные срабатывания. Маячок способен отправить данные на гаджет пользователя фактически только тогда, когда человек сам этого захочет, если точнее — только тогда, когда у него будет установлено нужное приложение.

Важно также, что эти маячки могут передавать на смартфон информацию любого типа. К ним даже можно привязать Apple ID и распространить все покупки, подписки и информацию об акциях на все iOS-гаджеты пользователя. Хороший пример — лондонский бар Kick. Каждый его посетитель получает с помощью «маячков» бесплатный доступ к электронным журналам в «киоске» Apple. Для этого заведение оформило подписку на эти издания и приобрело несколько маячков, которые установили в помещении паба. Пока пользователь iPhone или iPad находится в баре, может бесплатно читать некоторые электронные журналы. А как только уйдет — доступ к ним снова будет заблокирован.

Разумеется, новая технология наверняка заинтересует музеи: они могут размещать маячки iBeacon у своих экспонатов, и в результате туристам не понадобится туристический гид. Возможно, большой потенциал технология имеет и в корпоративном сегменте: что, если компьютеры, планшеты и смартфоны работника корпорации смогут загружать определенное ПО и опеределенный контент только тогда, когда тот находится в пределах офиса?

А если навешать такие маячки по разным углам дома, то он может стать по-настоящему «умным». Например, можно поставить одну метку на тумбочке в доме — и тогда сразу включится нужная телепрограмма на телевизоре и переключится режим работы «умных» ламп Philips Hue. А если пользователь перейдет со смартфоном в другую комнату — телевизор включится там. Количество сценариев здесь ограничивается только фантазией пользователя.

Одна проблема: стоит один такой маячок iBeacon порядка $40. Это довольно дорого.

Как работает технология

Каждый маячок iBeacon содержит в себе акселерометр, модуль памяти, небольшой микропроцессор с bluetooth-модулем и миниатюрный аккумулятор, способный поддерживать работоспособность маячка на продолжении двух лет.

Для передачи данных используется новая технология Bluetooth Low Energy, разработанная специально для того, чтобы передавать данные, при этом потребляя как можно меньше энергии. Это ее плюс. Но есть и минус: BLE передает данные на слишком уж маленькой скорости. Через этот протокол можно отправлять только урезанные данные — идентификационные номера и коды, например. Никаких мультимедийных файлов с данными: они бы передавались через BLE слишком долго.

Маячок iBeacon при непосредственной близости со смартфоном пользователя передает ему три числа: UUID, используемый для уникального идентификатора заказчика (например, магазина, установившего маяк); основной номер и дополнительный номер. UUID содержит информацию о провайдере услуги, групповой идентификатор (Beacon Group ID), собственный идентификатор (Beacon ID), уровень сигнала (Signal strenght), энергетический уровень (Energy level), информацию о текущей зоне (Proximity level).

Остальные номера могут быть любыми — их выбирает компания-заказчик.

Так вот, когда пользователь, у которого установлено мобильное приложение магазина, проходит рядом с маячком iBeacon, тот посылает ему специальные коды для идентфикации. Смартфон распознает отправителя, а установленное на него приложение отправляет пользователю сообщение, которое нужно отобразить при получении определенного кода. Так, в разных магазинах одной торговой сети могут быть разные скидки, но пользователь всегда будет получать только актуальную для него информацию.

При этом важно понимать, что сами маяки не могут передавать ни геолокационные данные, ни мультимедийные файлы. Все это делает скаченное приложение, получившее «команду» с определенным ID от маяка. Кроме того, не стоит их опасаться: сами по себе эти чипы способны только распространять информацию, но не собирать ее со смартфонов. Правда, iBeacon еще способны довольно точно определять расстояние до смартфона пользователя (маяки улавливают смартфон с расстояния до 50 метров, погрешность в определении — 5 – 7 см), но, во-первых, эту же функцию должна поддерживать ОС смартфона, а во-вторых, от нее вряд ли может исходить какая-то угроза непосредственно для пользователя.

Стоит также помнить и об ограничениях в плане безопасности передаваемых данных. iBeacon без разбора передает данные на все устройства, которые поддерживают Bluetooth 4.0 (а в нее входит поддержка BLE) и имеют необходимое ПО для приема. Настроить маячки таким образом, чтобы они передавали данные одним устройства, а другим — не передавали — нельзя.

Google Anaytics для реального мира

Главное преимущество от использования iBeacon заключается в том, что маячки могут в буквально смысле «следить» за пользователями в магазинах. Заходит тот, скажем, в книжную лавку, 30 минут разглядывает книги по психологии, покупает две и уходит. А потом получает через установленное приложение магазина сообщение об акциях в интересующем его литературном разделе. А новинки от Дарьи Донцовой предлагать не будет.

По сути, это тот же принцип распространения таргетированной рекламы, что и в случае с изучением поисковых запросов Google или контента в ленте пользователя Facebook. Только «слежка» распространяется уже не только на виртуальное пространство, но и на оффлайн. В перспективе эта технология может совершить революцию в торговой индустрии.