Секреты аутсорсинга инженерной инфраструктуры

Оборудование жизнеобеспечения нежилых строений требует тщательного подхода к техобслуживанию и к соответствующей договорной и отчетной работе
28 ноября 2014, в 18:12
Страница

При выборе подрядчика и заключении договора об обслуживании инженерной инфраструктуры здания важно в первую очередь соблюдать все общие принципы аутсорсинга. Ведь инженерная инфраструктура — это, по сути, такой же объект договорных отношений, как и множество других. Есть лишь некоторые отличия, вызванные спецификой этого оборудования.

Много трудовых договоров или один договор аутсорсинга?

Инженерная инфраструктура (ИИ) здания — это его системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, безопасности (сигнализации, пожаротушения и т.д.), газоснабжения, обогрева, охлаждения, вентиляции, внутреннего транспорта (лифты, эскалаторы), связи, грозозащиты. Кроме того, к ИИ причисляют и другое разнообразное оборудование — от декоративных фонтанов в торговых центрах до рефрижераторов на складах.

Лишь единичные предприятия способны держать полный штат сотрудников для обслуживания всей своей ИИ. Это невыгодно, так как в силу специфики работ с ИИ бригада узких специалистов большую часть года будет сидеть без дела или заниматься непрофильной работой. Поэтому большинство юридических лиц использует для обслуживания ИИ аутсорсинг, то есть услуги специализированных ремонтно-сервисных компаний.

«Аутсорсинг всегда несет с собой рост затрат, — рассказал Александр Широков, директор департамента интеллектуальных зданий компании КРОК. — Но они с лихвой окупаются тем, что подрядчик несет строгие обязательства и гарантирует бесперебойную работу систем, тем самым ограждая компанию-заказчика от масштабных рисков, способных привести к еще большим затратам».

Без права на ошибку

ИИ характеризуется тремя важными особенностями:

1. Повышенный риск аварий и катастроф в случае ошибок при эксплуатации и обслуживании. Результатом даже одной ошибки может быть угроза для жизни людей. Например, короткие замыкания электропроводки — одна из главных причин пожаров.

2. Нелинейная зависимость износа от времени. Большинство систем ИИ рассчитано на длительную эксплуатацию в автоматическом режиме. Из-за этого долгое время может казаться, что они исправны и работают в штатном режиме — даже если не ведется никакая работа по их обслуживанию. Плохое техническое состояние может проявиться резко: например, в форме прорыва трубопровода или короткого замыкания.

3. Необходимость узкоспециализированной высокой квалификации для выполнения многих видов монтажных и ремонтно-сервисных работ. В частности, это относится к обслуживанию высоковольтных сетей, климатических систем, лифтов и трубопроводов под давлением. Некоторые виды работ, в том числе сервис противопожарного оборудования, требуют лицензирования. Все остальные системы безопасности тоже требуют особого внимания, потому что от их исправности зависит слишком многое.

«Для монтажа и обслуживания систем безопасности требуются, во-первых, профильные знания, во-вторых — допуски к работам, получить которые могут только специализированные компании, — рассказал Леонид Футлик, вице-президент MAYKOR по развитию направления «Инженерные системы». — Поэтому их сопровождение передается на аутсорсинг. Безопасность может пострадать, если эти функции выполняют неквалифицированные специалисты.

Пожалуй, исключением могут быть системы видеонаблюдения, тесно интегрированные с ИТ-инфраcтруктурoй. Их сопровождение компании с сильной и большой командой ИТ-специалистов могут взять на себя. Однако все большее число компаний старается избавиться от рутинных функций, и сопровождение ИТ-инфраcтруктуры вкупе с некоторыми элементами ИИ все чаще передается на аутсорсинг».

В некоторых компаниях в состав комплексной системы безопасности включают инфраструктуру информационной безопасности. Это относится, например, к предприятиям, где компьютеры управляют производственными процессами с высокой концентрацией энергии.

«Что касается систем информационной безопасности, то это большая совокупность технологий и специализированных знаний, правильная и качественная настройка, внедрение и эксплуатация которых требует больших профессиональных компетенций, — подчеркивает Сергей Соловьев, директор ICL Services. — Поэтому не всегда целесообразно и удобно развивать такие компетенции внутри компании. Именно поэтому мы советуем отдавать их на аутсорсинг, при условии что провайдер сертифицирован как минимум на соответствие стандарту ISO/IEC 27001. Это гарантирует заказчику исполнение аутсорсером базовых требований безопасности при работе с информацией клиента, а также его способность управлять рисками информационной безопасности на системной и регулярной основе».

Какой подрядчик стратегически выгоднее?

Существует множество вариантов B2B-взаимодействия при поставках сложного оборудования: в одних случаях производитель и поставщик заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с клиентом «под ключ», а в других случаях они стараются этого избежать, потому что таковы их бизнес-модели. Часто срок действия сервисного договора с производителем или поставщиком оборудования заканчивается через год-два после поставки, после чего владелец ИИ вынужден искать нового сервисного подрядчика.

Многие руководители организаций ошибочно откладывают это необходимое решение. Если за первый год эксплуатации с объектом ИИ ничего плохого не случилось (даже без обслуживания), думают они, то так будет продолжаться и дальше. В действительности перерыв в обслуживании вызывает отклонение условий эксплуатации от нормы. Износ оборудования опасно ускоряется, поэтому последующее возвращение к нормальному регламенту потребует материальной компенсации за перерыв — например, в форме внепланового ремонта.

В идеале руководителю желательно заключить один постоянный договор об обслуживании всей своей ИИ с универсальной ремонтно-сервисной организацией, которая умеет практически все. Это резко упрощает для заказчика и договорную, и аналитическую работу, высвобождая его управленческие ресурсы. Впрочем, в России такие компании наперечет.