Публикация читателя iBusiness.ru

Алексей Лукацкий: Под определение «организатор распространения информации в сети «Интернет» попадают все пользователи

Эксперт изучает скандальный законопроект № 428884 – 6, приравнивающий популярных блогеров к СМИ
23 апреля 2014, в 10:17

«Антитеррористические поправки» в законодательство, превращающие личные блоги в средства массовой информации, 18 апреля были приняты Думой во втором чтении. Алексей Лукацкий предполагает, что законопроект пройдет через третье чтение без значительных изменений.

«Можно уже сейчас сказать, что нас ждет. А ждет нас очень много «приятных» вещей:

Во-первых, появился новый субъект правоотношений, а точнее, целых два субъекта. Первый – организатор распространения информации в сети «Интернет», а второй – блогер, то есть владелец сайта и (или) страницы в сети «Интернет», на которой размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».

Если под второе определение попадает не так уж и много пользователей, то под первое (а это «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет») попадают по сути все Интернет-пользователи. Можно спорить, что это не так и таким лицом является владелец сайта или публичного почтового сервера, но у себя дома именно я обеспечиваю функционирование почтовой программы и никто иной. Так что размытость формулировки может сыграть злую шутку с авторами закона, которые требуют регистрации 70 миллионов пользователей Интернет в Роскомнадзоре.

Алексей Лукацкий: Под определение «организатор распространения информации в сети «Интернет» попадают по сути все пользователи

Правда, в п.5 предлагаемой новой статьи делаются исключения для операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов связи, а также граждан, осуществляющих распространение информации для личных, семейных и домашних нужд. Иными словами, Госдума возвращается к прошлогодней инициативе взять под жесткий контроль Интернет-компании, не подчиняющиеся никому сейчас, но имеющие колоссальную аудиторию влияния. Что же касается личных, семейных и домашних нужд, то раньше это особо не требовало пояснений (в том же ФЗ-152 они упоминаются, но не уточняются). В рассматриваемом же законопроекте говорится, что перечень этих самых личных, семейных и домашних нужд определит Правительство. Не попали в перечень – будьте добры выполнять требования законопроекта.

Алексей Лукацкий: Госдума возвращается к инициативе взять под жесткий контроль Интернет-компании, не подчиняющиеся никому, но имеющие колоссальную аудиторию

Регистрация в Роскомнадзоре новых субъектов правоотношений (и распространителей, и блогеров) – это, кстати, обязательное требование законопроекта.

Распространитель информации обязан хранить «на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий». В первой редакции надо было еще хранить информацию о действиях любого рода, которые осуществляет пользователь при распространении информации. Хорошо хоть это сейчас не требуется. А то как бы я узнал, что при чтении этой заметки кто-то почесал себя за правым ухом? Но если вы вдруг будете материться, читая этот текст, то эти звуки и голосовую информацию я тоже должен фиксировать. Глупо, но факт есть факт – законопроект написан именно так. Хранимая 6 месяцев информация должна быть представлена по требованиям ФСБ и органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность.

Распространитель информации обязан применять оборудование СОРМ и хранить в тайне организационные и тактические методы СОРМ. К слову сказать, эти сведения отнесены к гостайне, если мне не изменяет память.

Что хранить и как предоставлять информацию сотрудникам органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, и ФСБ должно определить Правительство РФ. Оно же должно определиться и с тем, кто контролировать деятельность распространителей информации (Роскомнадзор только их реестр ведет).

Вторая часть законопроекта касается блогеров, которых приравнивают к журналистам, а их сайты к СМИ со всеми вытекающими отсюда ограничениями и требованиями. Если блогер (сайт) уже зарегистрированы как СМИ, то они блогерами не считаются. Если в течение 3 месяцев аудитория блога не превышает 3000 в сутки, то блогер теряет статус блогера. Из других новаций:

Зачем-то в законопроект понадобилось переписать часть Конституции (ст.29) о праве блогера свободно искать и распространять информацию (то ли авторы не читали Конституцию, то ли они считают, что Конституция имеет меньшую юридическую силу, чем законопроект). Также непонятно зачем, но законопроект разрешил блогерам излагать на своем сайте свое личное мнение. Видимо без депутатов блогеры про такое свое право (тоже ст.29 Конституции) не знали, или депутаты, беря пример с себя, думают, что блогеры излагают только чужое мнение. Блогерам разрешили делать перепост материалов других пользователей Интернет. Интересно, почему в законопроекте не зафиксировано право блогера осуществлять свои естественные надобности?..

Алексей Лукацкий: «Законопроект разрешил блогерам излагать на своем сайте свое личное мнение»

Блогер имеет право публиковать свое мнение под псевдонимом, но обязательно разместив на сайте свою фамилию. Вот вам смешно, а это в законопроекте написано. Мне это напомнило, как на одном из семинаров по персональным данным сотрудник Роскомнадзора на вопрос о том, как он относится к конклюдетному согласию (волеизъявление в форме действия, не требующее устного или письменного согласия – прим. iBusiness.ru), ответил, что положительно, если это согласие получено в письменной форме.

Дальше больше. Блогер должен указать свой электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений. Вот как себе депутаты это представляют? Юридически значимое сообщение в среде, не гарантирующей доставки…

Реестр блогеров ведет Роскомнадзор. Он же утверждает методику определения количества пользователей сайта блогера (это секретная методика sky finger), запрашивает информацию у распространителей информации, у самих блогеров.

Третья часть законопроекта определяет наказания за неисполнение законопроекта:

«Воспрепятствование работе сайтов в Интернете» влечет штраф на граждан до 1000 рублей. Как эта статья привязана к распространителям информации и блогерам, я так и не понял, но зато теперь понятно, сколько грозит за DDoS – одна тысяча рублей (для юрлиц – до 20 тысяч).

«Неисполнение обязанностей распространителем информации по уведомлению Роскомнадзора» – штраф до 3000 рублей для физлиц и до 300 тысяч для юрлиц.

«Неисполнение обязанностей распространителем информации по хранению информации» – штраф до 5000 рублей для физлиц и до 500 тысяч для юрлиц.

«Неисполнение обязанностей распространителем информации по установке оборудования для СОРМ» – штраф до 5000 рублей для физлиц и до 500 тысяч для юрлиц.

«Скрытие личности блогера» – штраф до 30 тысяч рублей для физлиц и до 300 тысяч для юрлиц. При повторном нарушении в течение года – рост штрафа на 23 или приостановление деятельности на 30 суток.

Четвертая часть законопроекта коснулась поправок в закон о связи. Но там настолько корявый русский язык, что я пока не могу понять, к чему относятся предлагаемые поправки. После поправок измененный текст должен звучать так «Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон» (жирным выделена предлагаемая поправка). Если я правильно «склонил падежи», то теперь оператор связи со своими абонентами должен еще регламентировать порядок использования оконечного оборудования».

Автор – Алексей Лукацкий, независимый эксперт по безопасности

Читать публикацию в блоге «Бизнес без опасности»