Галина Гельфанд (LogLab): Логистические компании мало заинтересованы в инновациях

О технологическом состоянии логистического бизнеса России рассказала директор по стратегическому развитию 3PL-провайдера LogLab
31 июля 2014, в 10:19

iBusiness взял интервью у Галины Гельфанд — руководителя стратегического подразделения компании LogLab, специализирующейся на комплексных решениях в области логистики.

iBusiness: Насколько транспортно-логистическая отрасль заинтересована в инновациях — как в России, так и за рубежом?

Галина Гельфанд: Конечно, транспортно-логистическая отрасль нуждается в инновациях, но не могу отметить сильной заинтересованности коммерческих компаний в этом. Исключение составляет логистика в области ритейла. Для построения эффективной логистики требуется единая информационная система с общепринятыми стандартами. Но на данный момент коммерческие компании обычно применяют, по сравнению с западным рынком, кустарные решения в рамках своего бизнеса.

iBusiness: Какие новые технологии внедряются непосредственно в LogLab?

Галина Гельфанд: В LogLab мы применяем WMS, tracking, адресное хранение, штрихкодирование, ручной терминал сбора данных, беспроводную технологию ручного сканирования. Сейчас рассматриваем возможность точечного использования бесконтактной технологии Optical Character Recognition.

iBusiness: В чем состоит специфика российского транспортно-логистического рынка? И как она отражается на технологическом совершенствовании?

Галина Гельфанд: Здесь, скорее, нужно говорить не о специфике российского транспортно-логистического рынка, а о степени развития российского рынка и о психологии владельцев бизнеса в целом. Рынок на данный момент недостаточно развит и только стремится получить статус «конкурентный». Это объясняет низкую заинтересованность во внедрении технологий, требующих долгосрочных инвестиций. Именно поэтому все так затянуто во времени.

Транспортно-логистический рынок — это совокупность множества больших, небольших и мелких компаний, оказывающих логистические услуги. Преимущество, например, 3PL-провайдера в том, что есть возможность не только подобрать логистическое решение или оптимальную схему доставки груза, обеспечив его сохранность, но и собрать профессиональную команду с представителями в разных точках мира, которая будет работать как часы. А для этого просто необходима единая информационная система — если не в рамках страны, то в рамках компании с возможностью интеграции с партнерами и клиентами.

К сожалению, даже закон о цифровой подписи не смог сильно изменить отношение бизнеса к электронному документообороту. По-прежнему действует принцип «если можно подписать от руки, то необходимо подписать от руки и предоставить оригинал на бумаге». Поэтому зачастую степень интеграции с клиентом напрямую зависит от зрелости его внутренних систем, поддерживающих бизнес. В ряде случаев и мы продолжаем вести бумажный документооборот.

iBusiness: В каких логистических процессах особенно эффективна автоматизация?

Галина Гельфанд: Любой процесс можно оптимизировать, тем самым повысив его эффективность. А с точки зрения целесообразности всегда необходимо разбирать конкретный кейс. Технологии RFID выгодны для ритейла, но для остальных сфер это пока остается под вопросом.

В большинстве случаев затраты оказываются несоизмеримы с возможностями. Так, 5 лет назад для применения системы слежения tracking каждый автомобиль необходимо было оснастить маяком стоимостью свыше 30 тыс. рублей. Сейчас ситуация кардинально изменилась: установка оборудования на одно транспортное средство обходится компании всего в 1500 рублей. Оправданное вложение даже для небольшого бизнеса.

Кроме того, степень проникновения мобильных устройств в нашу жизнь уже достигла такого уровня, что можно оптимизировать ряд процессов с помощью нескольких приложений. Так что вопрос инвестиций — это вопрос времени.

Так, уже сейчас каждая уважающая клиента логистическая компания может предложить отслеживание груза. Еще один яркий пример — это электронный документооборот. Он не только облегчил жизнь секретарям, которым теперь приходится меньше работать с корреспонденцией, но и в разы ускорил все этапы взаимодействия между участниками рынка.

iBusiness: Чем отличается спутниковая навигация в транспортной логистике сегодня и 5 – 10 лет назад?

Галина Гельфанд: 10 лет назад спутниковая навигация еще не завоевала коммерческий рынок. А сейчас сложно представить логистику без систем отслеживания груза. Они ощутимо повысили качество сервиса. Кроме того, сейчас мы можем использовать две системы: NAVSTAR GPS и ГЛОНАСС, что обеспечивает определенную независимость от политической ситуации.

iBusiness: Каким образом у вас в бизнес-процессе задействованы мобильные устройства сотрудников?

Галина Гельфанд: На данный момент мы рассматриваем проект, который позволит в дальнейшем использовать мобильные устройства сотрудников для оптимизации процессов. Также это очень важно при работе с привлеченными подрядчиками.

iBusiness: Используются ли в LogLab облачные технологии или системы виртуализации?

Галина Гельфанд: 3 года назад ежегодный простой мог доходить до двух дней, что обходилось компании в солидную сумму. Сейчас мы активно используем облачные сервисы, в том числе и иностранные. В особенности мы ценим вычислительные мощности Amazon. Благодаря переходу в облако доступность сервисов превысила 99% — а ранее она не достигала 98%. Это позволило сократить постоянные издержки и перенаправить часть инвестиций в основной вид деятельности.

iBusiness: Какие онлайн-СМИ вы предпочитаете? Что вас раздражает в российских онлайн-СМИ? И что интересно в большей степени — текстовая информация или инфографика?

Галина Гельфанд: Регулярно смотрю такие ресурсы, как logistics.ru, rbc.ru, lenta.ru, kommersant.ru, automotivesupplychain.org, tdaily.ru и тому подобные. В российских СМИ раздражает ангажированность. Отдаю предпочтение инфографике.

iBusiness: Чье мнение для вас авторитетно в отечественном экспертном сообществе?

Галина Гельфанд: Компании «Яндекс». Сделка 29 января 2014 года говорит о том, что направление «логистика + ИТ» перспективно и будет развиваться довольно быстро уже в ближайшем будущем. Компания «Яндекс» заключила договор с агрегатором логистических сервисов для онлайн-магазинов MultiShip, в рамках этого договора приобретет его программное обеспечение за 1 миллион долларов и вложит несколько миллионов долларов в развитие компании.