Как китайская компания стала крупнейшим ритейлером мира - и потеряла это звание. 

В 1999 году бывший учитель английского языка Джек Ма и 17 его партнеров решили запустить сайт alibaba.com, чтобы помочь небольшим китайским производителям выйти на интернет-рынок. Изначально платформа рассматривалась как площадка для торгов средних и малых предприятий. Однако Alibaba Group почти с самого начала работала не только над созданием платформ с B2B-моделью (бизнес для бизнеса), но и с В2С-моделью (бизнес для потребителя).

Среди первых проектов Alibaba в потребительской электронной торговле были TaoBao, Tmall и AliExpress с С2C-направлением (электронные магазины, где пользователи продают друг другу товары и услуги). Другими словами, Alibaba Group представляет из себя «семью интернет-бизнесов». В настоящее время в штаб-квартире и в других офисах работает более 24 тысяч человек.

Фото: Flickr/bfishadow

Изначально в команде работали около десяти человек и офис располагался в квартире Джека Ма в Гуанчжоу. Сотрудники трудились над созданием сайта Alibaba, с помощью которого организации и другие покупатели со всех уголков земли могли заказывать товары китайских производителей.

Очень скоро Джек Ма получил первые инвестиции у SoftBank, Goldman Sachs, Fidelity и других инвесторов. Полученные средства предприниматель решил вложить в новый проект TaoBao, который должен был стать конкурентом eBay. Американская компания электронной коммерции eBay в момент запуска (2003 год) TaoBao инвестировала 150 миллионов долларов в свой китайский клон EachNet. Для привлечения внимания и аудитории к своему проекту Ма позволил пользователям размещать свои товары бесплатно и не стал брать комиссии за продажи. В отличие EachNet, Ма также предоставил продавцам возможность оформлять страницы интернет-магазинов на ресурсе; они продвигали свой товар на TaoBao, стараясь привлечь больше покупателей.

Фото: Flickr

На данный момент Alibaba, где покупают инструменты и промышленные товары, приносит не самую большую часть выручки. Alibaba Group также имеет свою платежную систему Alipay, основанную в 2004 году, через которую проходит оплата большей части покупок. Aliplay не переводит продавцу деньги за приобретенный товар, пока покупатель не подтвердит наличие товара и отсутствие претензий. Платежная система не берет комиссию за транзакции.

В 2005 году аудитории магазинов сравнялись, и eBay захотел вложить еще 100 миллионов долларов в свой китайский аналог. Через год TaoBao обогнал по количеству аудитории EachNet и других конкурентов, что вынудило уйти eBay с китайского рынка.

Спустя три года китайский предприниматель решил создать интернет-площадку TMall (ранее назвалась TaoBao Mall), напоминающую торговый комплекс. TMall в отличие от TaoBao имеет B2C-направление. Новый интернет-магазин представлял на своей площадке продукцию известных брендов (Samsung, Nike, Adidas, Lipton, Procter & Gamble, Ecco). С учетом того, что в Китае часто подделывают вещи известных брендов, идея с TMall оказалась очень успешной. Свою роль сыграло и количество реальных торговых площадок, которых в Китае не такое большое число, как в других странах.

Фото: Flickr

Магазин AliExpress был запущен в 2010 году и изначально рассчитывалось, что это будет платформа для совершения оптовых закупок небольшими организациями. Со временем владельцы заметили заинтересованность конечных покупателей и их запросы на единичные товары, поэтому китайский ритейлер сместил фокус площадки.

На российском рынке AliExpress появился в 2012 году. Тогда компания начала закупать рекламу в интернете и заметила спрос россиян, после чего было решено развиваться в российском сегменте.  AliExpress активно занимается работой с социальными сетями. Например, во «ВКонакте» у магазина есть сообщество под названием  «Смотри, что я нашел на AliExpress». В группе публикуются ссылки на интересные товары, которые есть на китайском сайте. 

Для работы в России AliExpress сформировал отдельную команду. В 2014 году у платформы появился представитель в России - им стал Марк Завадский. До этого основатель пиар-агенства Asia To Go Limited и бывший журналист прожил в Китае десять лет. При этом у компании нет ни одного полноценного представительства ни в одной стране.

В прошлом году группа Alibaba стала крупнейшим в мире ритейлером - в минувшем октября компания обошла по рыночной капитализации своего американского конкурента Wallmart. Тем не менее впоследствии  Alibaba снова опустилась на второе место. Это случилось после того, как акции группы подешевели из-за неважных финансовых показателей и претензий властей, которые обвинили компанию в продаже подделок.