Что такое «коубы» и почему их невзлюбил Google

У российского видеосервиса появились проблемы с правами на музыку.

В первой половине сентября приложение Coub удалили из Google Play. Модераторы пояснили, что причиной для удаления стало наличие нелицензионной музыки. Вскоре после блокировки приложения разработчики Coub закрыли доступ к нелицензионному контенту.

С помощью сервиса Coub можно создавать короткие повторяющиеся ролики и добавлять к ним звуковые дорожки. Многие сравнивают «коубы» с «гифками», существующими более 25 лет. Тем не менее Coub - это все же короткие видеоролики со звуком.

Название сервиса связано с главным героем фильма «Начало» Коббом, роль которого играет Леонардо Ди Каприо. Домен kobb был уже занят, а coubb звучит не так хорошо, как coub, поэтому создатели убрали одну «b». 

До Coub Игорь и Антон Гладкобородовы развивали проект «Теории и практики» и работали над проектом LookAtMe, который сейчас входит в медиа-группу LookAtMedia и является в ней одним из отдельных проектов.

Coub начали делать еще в 2011 году. Гладкобородовы тогда рассказали о своей задумке Михаилу Табунову (сейчас он является техническим директором и сооснователем Coub). Проект был запущен только в апреле 2012 года.

Создатели изначально ориентировались на Запад. Регистрация на сервисе была возможна только через Facebook, работал механизм Open Graph Action, который при совершении действий на Coub отправлял уведомления в Facebook. За счет таких уведомлений в социальной сети удалось подняться многим интернет-проектам, рассказывает Антон Гладкобородов, но потом Facebook закрыл этот канал.

К декабрю 2012 года число пользователей достигло 80 тысяч. С февраля 2013 «коубы» начали публиковать в сообществах «ВКонтакте» и через месяц число пользователей увеличилось в 14 раз, а аудитория выросла до миллиона посетителей в месяц. Предполагается, что самым первым коубом, набравшим больше миллиона просмотров, был «Вот он! Ходит», который опубликовали в сообществе MDK.

Также ролик «Никита Сергеевич Ламар» показали в программе первого канала «Вечерний Ургант», но это не увеличило количество просмотров и новых регистраций.

Сначала пользователи не понимали, что видео зациклено и создателей Coub это сильно беспокоило, но потом зрители поняли, что это принципы работы видеосервиса.

«Первые несколько дней мы читали к нему комментарии в духе "Чуваки, че с плеером? Задолбало смотреть одно и то же". Люди не могли понять, почему плеер бесконечно показывает им одно и то же видео. Мы сначала запаривались, хотели как-то обосновать. Но очень скоро пользователи без объяснений поняли, что коуб так прикольно устроен.» – рассказывал Антон Гладкобородов. 

На Coub создают контент, как правило, два-три процента пользователей, остальные просто смотрят.

После увеличения аудитории, проект заметили партнеры фонда Brother Ventures и создатели сериала «Мульт личности» Давид и Даниил Либерманы, которые в июле 2013 года совместно с фондом Phenomen Ventures вложили в Coub один миллион долларов. Это была первая инвестиция.

Уже в октябре 2013 года аудитория стартапа выросла до 25 миллионов пользователей. Большую часть аудитории на тот момент составляли жители России, Белоруссии и Украины. В декабре запустилась версия приложения для iPhone.

В апреле 2014 года Coub заключил соглашение с Gazprom-Media Digital (GPMD) о продаже рекламы на своей площадке. Стоимость сделки не была раскрыта. 

Летом 2014 года стартап открыл свой офис в в Нью-Йорке и планировал начать работу с американской аудиторией. Спустя несколько недель после открытия офиса в США фонд Vizra Capital, основанный совладельцами «ВКонтакте» Львом Левиевым и Вячеславом Мирилашвили, инвестировал в Coub 2,5 миллиона долларов. «Антон и Игорь уже приняли участие в создании нескольких успешных проектов и теперь готовы покорить Запад» – сказал представитель Vizra Capital.

С 2014 года команда активно развивается на американскую аудиторию и продолжает совершенствовать видеосервис. Летом 2015 года у пользователей появилась возможность записывать видео с вебкамеры, немного изменился интерфейс самого сервиса, появились новые возможности в редактировании видео. Тем не менее вопрос о правах на музыкальный контент оставался нерешенным. После того, как Google предъявил претензии, в этой проблеме пришлось разобраться.