Настало время искоренить конкуренцию

Соперничество в компании ни к чему хорошему не приводит, считает предприниматель Маргарет Хэффернан.

Почти весь современный бизнес построен на идее конкуренции. Компании поощряют самых производительных сотрудников, а новичкам с первых дней прививают желание быть лучшими в коллективе. Многие руководители пытаются создать дух «здоровой конкуренции», однако на практике эти попытки зачастую ни к чему не приводят, и соперничество превращается в настоящую борьбу между сотрудниками одной компании. 

Писатель и предприниматель Маргарет Хэффернан в своей книге «A Bigger Prize: How We Can Do Better Than the Competition» объясняет, чем вреден такой подход. Она приводит в качестве примера эксперимент эволюционного биолога Уильяма Мьюира из Университета Пердью. Ученый интересовался продуктивностью и решил измерить ее на примере кур, так как в этом случае достаточно просто посчитать яйца. 

 

Для эксперимента Мьюир выбрал две стаи: в одну вошли среднестатистические куры, в другую (Хэффернан назвала ее «суперстаей») - лучшие производители. Во второй стае в каждом новом поколении для размножения опять же выбирались самые продуктивные. После того, как обе стаи вывели шесть поколений потомства, биолог сравнил результаты. В среднестатистической стае все было в порядке, куры были здоровыми и даже начали нести больше яиц. Из второй группы выжили только три особи, которые заклевали остальных до смерти.    

Самые продуктивные куры достигли успеха, но на общем результате это сказалось плохо. Хэффернан рассказала на конференции TED, что встречает по всему миру людей, которые узнают в этой «суперстае» свою компанию, свою страну и даже свою жизнь. Предприниматель посетовала, что всю жизнь ее учили добиваться успеха через борьбу. В последние 50 лет именно по такому принципу строится бизнес во всем мире. Вместе с тем на практике оказалось, что создавать компании и управлять ими можно без служебной иерархии и  «суперзвезд», отмечает Хэффернан. 

Мы привыкли думать, что успех достигается, когда мы выбираем суперзвёзд — лучших мужчин или, порой, женщин — и даём им все ресурсы и всю власть. Но мы получаем тот же результат, что и Уильям Мьюир в своём эксперименте: агрессия, сбои в работе и напрасные потери. Если единственный путь к успеху для самых продуктивных лежит через подавление производительности остальных, то нам очень нужно найти лучший подход к работе и более благодатный подход к жизни

«Что же делает одни группы более успешными и продуктивными, чем другие?» - задается вопросом Хэффернан. Она приводит в качестве ответа результаты эксперимента Массачусетского технологического института. Ученые пригласили сотни волонтеров, разделили их на группы и предложили решить несколько задач. Самыми успешными оказались не те группы, в которых были один-два человека с очень высоким IQ. И даже не те, у которых совокупный IQ был выше, чем у других. 

Успешными оказались группы с тремя характеристиками. Во-первых, лучше всех с заданием справились участники с самой высокой социальной чувствительностью (в широком смысле - способность повышать качество взаимодействия с окружающими).  Вторая особенность - во всех успешных группах по каждой задаче выказались все участники, то есть никто не  «отсиживался». При этом все выступления были примерно равными по времени - обошлось без доминирующих участников. И третья особенность - в успешных группах было больше женщин. 

Эксперимент MIT показал, что самое важное условие достижения успеха какой-либо группой - это социальная привязанность участников коллектива друг к другу. Многие компании уже поняли, что сотрудники должны больше взаимодействовать, чтобы лучше работать. Хэффернан рассказала, что посещала организации, где запрещено пить кофе за рабочим столом - так руководители вынуждают сотрудников собираться у кофе-машины и общаться. 

Когда наступают сложные времена, а рано или поздно это всегда происходит, если ты занимаешься работой, требующей больших прорывов, людям нужна поддержка. Они должны знать, к кому обратиться за помощью. Компании не создают идеи — их создают люди. А людей мотивируют связи, преданность и доверие между членами команды.

Хэффернан предлагает бизнесу не поощрять конкуренцию, а наращивать социальный капитал, который придает импульс развитию компаний. Социальный капитал зависит от времени - команде нужно время, чтобы узнать друг друга и сплотиться. Предприниматель также отметила, что не стоит надеяться на супермужчин и суперженщин, а укреплять связи между сотрудниками, чтобы добиться успеха. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.