200 станций спустя

Московское метро в цифрах.

В понедельник в столичной подземке открылась 200-я станция — «Саларьево». Столичные власти говорят, что в этом году московский метрополитен будет расти рекордными темпами: планируют открыть еще 12 станций, три депо и ввести в эксплуатацию 28 километров тоннелей. В связи со своеобразным юбилеем ibusiness решил посмотреть на то, как развивалось московское метро в последние годы, и что его ждет в ближайшем будущем.

Метро открыли в 1935 году

Первые чертежи появились еще в 1902 году при Николае II — к тому времени подземки уже появились в Берлине, Париже и Лондоне. Однако согласовал строительство только Сталин в 1931, рассказывает газета Guardian. В 1935 году было открыто сразу 13 станций на Сокольнической линии и на ответветвлении «Охотный ряд — Смоленская». Работа метро за все 80 лет прекращалась лишь единожды — 16 октября 1941 года, во время битвы за Москву.

Пассажиропоток московского метро в 2014 году составил 2,451 миллиарда человек

Суточный рекорд 2014 года составил 9,7 миллиона пассажиров. По меркам того года московская «подземка» была пятой по пассажиропотоку в мире, уступая токийской, пекинской, сеульской и шанхайской.

В метрополитене уточнили, что из 2,4 миллиарда поездок полностью были оплачены 1,7 миллиарда. 183 миллиона поездок были совершены школьниками и студентами, 525 миллионов — пассажирами, пользующимися другими категориями льгот. При этом стоимость одной поездки (без учета многоразовых проездных и карты «Тройка») составляет 50 рублей. Для сравнения, в Лондоне поездка обойдется минимум в шесть с половиной фунтов (около 730 рублей). Подробнее о стоимости проезда в общественном транспорте в разных странах можно прочитать в нашем тексте.

К 2020 году количество станций превысит 260

С 2011 года действует программа «Метро-2020», в рамках которой к 2020 году планируют открыть 79 новых станций. Из них уже построено 18 станций, последние — «Саларьево» и «Румянцево» (18 января 2016 году). Всего в 2016 году, по словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, будет открыто 14 штук. По данным «Йода» в 2014 году на строительство новых станций было выделено 140 миллиардов рублей из бюджета.

Тем не менее, Москве довольно далеко до рекорда Нью-йоркского метро. На сегодняшний день в этой сети открыто 469 станций.

Зарплата московских кондукторов

В 2014 году, по словам зампредседателя профсоюза Николая Гостева, зарплата начинающего машиниста была не больше 60–65 тысяч рублей. Водители, имеющие больше 20 лет выслуги могли претендовать на 100 тысяч рублей. В том же году машинисты устроили митинг с требованием повысить им зарплату, число участвовавших не превышало 200 человек.

Для сравнения, в Санкт-Петербурге машинисты получают в среднем 52 тысячи рублей несмотря на более тяжелые условия труда из-за глубоко проложенных тоннелей, объясняет издание «Йод». В Нью-Йорке ставка машиниста начинается с 20 долларов в час, максимально — 29. Средняя годовая зарплата здесь — 65 тысяч долларов, но как объясняет Business Insider, некоторые машинисты получают более 100 тысяч долларов в год при условии, что они работают шесть дней в неделю по 12 часов в сутки.

Стоимость одного состава

По состоянию на 2014 год в московском метро эксплуатировалось 4 800 вагонов. Власти решили дополнительной закупить передвижной состав из двух тысяч вагонов за почти 200 миллиардов рублей, однако в 2015 году конкурс был перенесен — скорее всего, новый тендер объявят не раньше 2017 года. В 2010 году один вагон модели 81-740/741 «Русич» стоил около 60 миллионов рублей.

Всего, по данным «Йода», в столичном метрополитене можно встретить пять основных моделей поездов. Самый старый состав — ЕЖ-3 — сейчас встречается только на Таганско-Краснопресненской линии. Самыми современными являются «Ока» и «Русич».

Самая крупная авария произошла в 2014 году

В московском метро неоднократно случались теракты — например, в 1977 году из-за взрыва погибло семь человек, еще 37 получили ранения. В 2004 году из-за взрыва погиб 41 человек. В 2010 году на станциях «Парк культуры» и «Лубянка» бомбы унесли жизни 36 человек, еще 88 были госпитализированы с ранениями.

Однако к не меньшим людским потерям привела обычная техническая неисправность. В июле 2014 года в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» поезд сошел с рельс — в результате погибло 24 человека, более 200 получили ранения.

17 февраля 1982 года произошла самая «кровавая» авария на эскалаторе. На станции «Авиамоторная» произошло неожиданное ускорение платформы. Почти сотня человек начала падать вниз по эскалатору — восемь из них скончались.

Максимальная длина линии в московском метрополитене составляет 45 километров

Такой рекорд принадлежит Арбатско-Покровской линии. Самая короткая ветка — Каховская. Ее длина составляет 3,3 километра, что ровно вдвое короче самого длинного перегона между станциями «Крылатское» и «Строгино». Самый короткий перегон находится между «Выставочной» и «Международной», его длина составляет 500 метров.

Самая глубокая станция в московском метро — «Парк Победы», расположенная на глубине 84 метра. Здесь же находится самый длинный эскалатор (126 метров). Длина самой длинной станции — 282 метра, этот рекорд принадлежит «Воробьевым горам».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.