Почему бананы такие дешевые

Как авторитарные правительства и современные технологии помогли стать бананам популярнее яблок.

Издание Vox попыталось разобраться в том, как банан из экзотического фрукта превратился в товар, который сегодня продается в американских супермаркетах всего за 79 центов за связку (приблизительно 53 рубля по текущему курсу).

До начала 20 века бананы были дорогим деликатесом, о существовании которого большинство американцев не подозревало, пишет автор. Сегодня, даже с учетом инфляции, бананы в Америке стоят столько же или даже дешевле, чем когда их только начали импортировать в США, считает Дэн Кеппел – автор книги Banana: The Fruit That Changed The World («Банан: фрукт, который изменил мир»). 

В своей книге Кеппел отмечает, что дешевая еда, которую мы потребляем сегодня (в том числе картошка и яйца) – результат множества индустриализированных сельскохозяйственных процессов, нацеленных на массовое производство. Одним из первых результатов этих процессов стали именно бананы.

В 1880-1890-х годах американцы Эндрю Престон и Купер Кит впервые привезли в Америку бананы сорта «Гро-Мишель». Престон был уверен, что американцы полюбят экзотический фрукт, и в итоге он станет популярнее яблок. Он оказался прав. Благодаря рекламным кампаниям, которые рассказывали о полезных свойствах бананов, фрукт стал неотъемлемой частью диеты американцев, рассказывает Vox.

По мере того, как спрос на бананы в США рос, бизнесмены стали договариваться с авторитарными режимами (Коста-Рика, Гондурас, Гватемала), чтобы расширять производство. Компании предлагали правительствам этих стран участие в концессии, а иногда просто подкупали чиновников, чтобы получить доступ к дешевой земле и начать выращивать на ней бананы. Благодаря таким договорам, использованию дешевой рабочей силы, а также созданной более века назад инфраструктуре, сегодня бананы остаются дешевым фруктом, несмотря на то, что их экспортируют, а не выращивают дома.

В мире можно найти множество сортов бананов, но в США в основном продают только один – «Кавендиш». То, как этот сорт выращивают, напоминает «производство картофельных чипсов или автомобилей BMW», объясняет Кеппел. Когда фермер хочет вырастить новое банановое дерево он просто берет часть уже растущего дерева (обычно корень или боковой побег) и сажает в землю. Таким способом выращивают все бананы, которые затем идут на продажу, и все они ведут себя абсолютно предсказуемо: их плоды созревают с одинаковой скоростью, в одинаковом количестве и собирать их нужно в одно и тоже время.

Так как бананы размножаются вегетативным способом, то фермерам не приходится беспокоиться о том, что плоды будут отличаться друг от друга. Каждый банан, который вы едите – клон, пишет Vox.

Такая стандартизация производства позволяет сельскохозяйственным компаниям дешево выращивать бананы, а покупателям – рассчитывать на то, что они будут дешево стоить в магазинах. Даже если цены на бананы вдруг пойдут вверх, то ритейлеры продолжат продавать их за 79 центов, пишет Vox. Супермаркеты используют низкую цену бананов, чтобы заманить клиента в магазин, считает историк Джон Солури.

В том, как сегодня выращивают бананы, есть и минусы. Достаточно вспомнить так называемую панамскую болезнь, которая в 50-х годах прошлого века погубила сорт «Гро-Мишель», на смену которому и пришел «Кавендиш». Фермеры считали, что «Кавендиш» обладает иммунитетом от панамской болезни. Но поскольку эти бананы являются клонами друг друга, они все подвержены мутировавшей версии болезни. Опасения вызывает и то, что все плантации сегодня являются взаимосвязанной транспортной сетью, что способствует дальнейшему распространению заболевания.

Начиная с 1990 года мутировавшая панамская болезнь охватила сначала банановые плантации в Малайзии, затем в Пакистане, а потом перекинулась на Африку. И хотя большинство экспертов считает, что панамская болезнь не сможет полностью уничтожить сорт «Кавендиш», как когда-то «Гро-Мишель», ей под силу нанести значительный урон по банановым культурам и взвинтить цены на фрукт, резюмирует Vox.