Действительно ли покупать онлайн выгодно

Почему цены в интернет-магазинах крупных ритейлеров такие же, как и в традиционных. 

Считается, что цены в интернете должны быть ниже, чем в обычных магазинах, ведь онлайн-ритейлер может сэкономить на складских помещениях, логистике и на аренде площади для магазина. В рамках своего исследования на тему возможности расчета инфляции по ценам в интернет-магазинах профессор Альберто Кавалло выяснил, что в большинстве случаев это не так.

В 2015 году с помощью краудсорсинговых платформ Кавалло нанял нескольких человек по всему миру, которые должны были собирать информацию о ценах на продукты в магазинах и сравнивать ее с ценами на аналогичные товары в интернете.

В итоге в руках у Кавалло оказались данные о 38 тысячах цен на 24 тысячи товаров в 56 торговых сетях, в 10 странах. Магазины в которых была получена информация работали как онлайн, так и офлайн. Исследователь сознательно не включал в свое исследование ритейлеров, которые торгуют только через интернет (например, Amazon) потому что в этом случает точное сравнение цен на товары было бы невозможно.

Крупные торговые сети, которые открывают свой онлайн-магазин, могут делать те вещи, которые вряд ли сошли бы им с рук вне интернета: например, устанавливать на товары цены в зависимости от местонахождения клиента, отмечает The Chicago Tribune. В США магазины могли бы повышать и понижать стоимость товара в зависимости от состоятельности отдельного штата или на основе поисковых запросов клиента.

И тем не менее, цены на одинаковые товары в большинстве случаев никак не варьируются, продолжает автор The Chicago Tribune. Одной из причин такой ситуации может быть серьезная конкуренция в ритейле, причиной которой стал интернет.

Кавалло в своем исследовании отмечает, что большинство продавцов устанавливает единую цену на товар вне зависимости от того, где находится клиент. По его мнению, это свидетельствует о том, что интернет не повлиял на разброс цен на товары у разных продавцов, но побудил их устанавливать одинаковые цены во всех своих магазинах.

Возможно продавцы просто боятся скандалов, если кто-то узнает о «ценовой дискриминации», предполагает Кавалло.

У онлайн и традиционных ритейлеров разная схема ценообразования, рассказывает The Chicago Tribune. Например, онлайн-продавец может сэкономить на складских помещениях и логистике и у него нет затрат, которые включает в себя содержание офлайн-магазина. В теории, это должно приводить к тому, что ритейлер устанавливает цены на товары в интернете ниже, чем в традиционном магазине.

Как показало исследование Кавалло, в 72 процентах случаев цены онлайн и офлайн идентичны. В Канаде и Великобритании этот показатель достигал 90 процентов, а в США – 69 процентов. И только в Японии в 45 процентах случаев цены онлайн действительно были ниже, чем в традиционных магазинах. В среднем японские ритейлеры устанавливали цену в онлайн-магазине на 13 процентов ниже, чем в обычном.

Если взять пример Аргентины, то там цены на аналогичные товары в интернете оказались выше, чем в обычном магазине. Такую ситуацию можно объяснить тем, что в стране интернет для покупок используют лишь самые состоятельные граждане.

Данные исследования показывают, что в мировых масштабах цены в офлайн магазинах лишь на один процент ниже, чем в онлайне.

Для Кавалло такой вывод означает, что цены на товары в интернете можно легко использовать для проведения различных исследований, в том числе и для подсчета инфляции – по крайней мере, в случае с крупными ритейлерами. Для обычных покупателей исследование Кавалло означает, что они, как правило, не экономят на покупках онлайн.

Прозрачность онлайн торговли привела к тому, что цены в разных магазинах одного продавца практически всегда идентичны, что безусловно полезно, но вряд ли является большой выгодой для клиента, резюмирует автор The Chicago Tribune.