Кому можно доверить вести бухгалтерию?

Главные критерии при выборе бухгалтера на российском рынке.

Многие компании отдают ведение бухгалтерского учета внешним специалистам — это удобный и надежный способ. Однако если не подойти к этому вопросу достаточно серьезно, можно набить немало «шишек». Ibusiness совместно с Аудиторско-консалтинговой Группой «Созидание и Развитие» перечислит основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе компании на рынке бухгалтерских услуг.

1. Организационно-правовая форма

Перевод бухгалтерии на аутсорс может решить многие проблемы, но не избавит вас полностью от «человеческого фактора». Бухгалтер-«частник», ведущий вашу бухгалтерию, вполне может заболеть или «зашиться» во время сдачи отчетности. Если вы заключите договор с юридическим лицом, то с такими проблемами не столкнетесь. А даже если и столкнетесь, то ответственность бухгалтерской компании будет застрахована. В итоге у вас два варианта: нанять знакомого бухгалтера, в котором вы уверены, или нанять компанию со страховкой. Запомните, индивидуальные предприниматели редко могут позволить себе страхование рисков. 

2. Конфиденциальность

Пункт, который вряд ли стоит пояснять. Проверьте договор — есть ли там гарантия соблюдения коммерческой тайны? Если нет — готов ли исполнитель включить такой пункт? 

3. Квалификация

Приняв на работу нового бухгалтера, о его навыках вы сможете судить лишь после сдачи первой отчетности, а это около одного квартала. Только по прошествии этого времени вы сумеете оценить его истинную квалификацию. Возможно даже, что это произойдет после налоговой проверки — и станет для вас неприятным сюрпризом.

Поинтересуйтесь опытом работы специалистов, которые будут заниматься вашей компанией. Важен не только стаж, но и их предыдущие проекты. Даже если ваш бизнес не имеет специфики, способной усложнить жизнь бухгалтеру, отдавать предпочтение стоит только тем специалистам, которые в прошлом успели поработать в этой области. К примеру, достаточно высокая квалификация нужна для ведения бухгалтерии в кредитных организациях, при экспорте товаров, более низкая — в сфере сдачи в аренду помещений. Если не изучить профессиональную «биографию» бухгалтеров, то можно оказаться в ситуации, когда штрафы из налоговой (других контролирующих органов) и повестки в суд станут для вас обычным явлением. Кроме того, аутсорсинговая компания должна проверять и осуществлять переаттестацию своих сотрудников на профпригодность. Законодательство меняется достаточно часто, так что «застрявший» в своем развитии бухгалтер может привести к неприятным последствиям.

4. Цена

Вы посмотрели расценки на услуги нескольких компаний и внезапно наткнулись на очень выгодное предложение. За демпинговыми ценами могут скрываться серьезные подводные камни. Такая компания может не включать в основной договор какие-то важные услуги и предлагать их за отдельную плату. Например:

  • отдельная оплата за предоставление документов в налоговую;

  • каждая лишняя бухгалтерская операция, сверх обговоренных, будет стоить вам денег, даже несмотря на то, что на финансовый результат она никак не влияет. Например, отражение оприходования и списания канцелярии по товарной накладной стоимостью 3000 рублей вам может обойтись в 10 000 рублей за бухгалтерское обслуживание из-за 100 видов номенклатур, содержащихся в этой накладной;

  • вас могут попросить оплачивать вызов курьера при каждой передаче документов.

5. Нормативная база

При выстраивании бухгалтерии недопустим подход «заплатил и забыл». Хороший специалист должен потребовать от вас подробно объяснить специфику вашего бизнеса, сформулировать конкретные цели, задачи и критерии оценки работы. И даже после этого «молчаливый» бухгалтер должен вызывать подозрение. Хотя большинство директоров считают, что чем меньше вопросов, тем лучше – но это серьезная ошибка. 

Узнать больше о том, как работает грамотный бухгалтерский аутсорсинг, можно тут.