Почему строительство дорог не спасет от пробок

Расширение дорог лишь спровоцирует водителей на увеличение количества поездок.

Тем, кто уже привык в Москве стоять в пробках по пути на работу или с работы (и не только), кажется, что решение проблемы может быть только одно – расширить дороги. Но не все так просто. На уровне интуиции такое решение кажется логичным – построить больше дорожных полос – значит повысить пропускную способность. Но как показывают исследования, расширение дорог не приводит к улучшению ситуации на дорогах. Наоборот, движение становится только медленнее.

Об этом же, кстати, в конце прошлого года говорил заммэра Москвы Максим Ликсутов, отвечая на вопрос о расширении дорог столицы. «Серьезное расширение улично-дорожной сети в Москве невозможно. Нагрузка на улично-дорожную сеть только увеличится», – объяснял тогда чиновник.

Причина в том, что чем шире вы делаете дорогу, тем больше людей ей будут пользоваться, объясняет экономист университета Брауна Мэтью Тернер. Расширение дорожного полотна приводит к тому, что люди или начинают совершать больше поездок на машине или эти поездки становятся дольше.  

Объяснение такого поведения очень простое – в большинстве случаев водители не платят за использование дорог. Неудивительно, что ценным ресурсом, который раздают бесплатно, хочет воспользоваться все больше и больше людей.

Единственный способ решить проблему пробок – брать с людей плату за проезд в те моменты, когда автомобилей на дорогах особенно много.  

Чтобы подтвердить свою теорию Тернер и его коллега Жиль Дюрантон из университета Пенсильвании провели собственное исследование. Они сравнили протяженность дорог в каждом муниципальном районе США с количеством миль пройденных по ним автомобилями. Выявленная экспертами корреляция – один к одному. То есть, чем больше протяженность дорог в районе, тем больше миль проезжали по ним автомобили. 

Тем не менее, ученые посчитали, что их выводы могут быть неверными, а корреляция связана с тем, что планировщики строили дороги в тех местах, где они особенно нужны людям. Чтобы быть уверенными в результатах, они взяли те участки дорог, которые были построены, например в 1947 году, то есть никак не зависели от сегодняшних паттернов передвижения водителей. Результат оказался тем же. Аналогичные данные были получены во время похожих исследований в Японии и Великобритании, отмечает Vox.

Тернер и Дурантон пришли к еще одному неутешительному выводу – общественный транспорт также не сможет победить пробки. Исследователи выяснили, что место тех водителей, которые согласятся пересесть на автобусы, быстро займут новые владельцы автомобилей.  

В качестве иллюстрации неэффективности расширения дорог Vox приводит следующий пример: представьте, что вам нужно что-то купить и вы знаете магазин, где вы сможете сэкономить на этом продукте 10 долларов. Проблема в том, что он находится в 10 милях от вас (около 16 километров). Если вы знаете, что на пути у вас будет жуткая пробка, то вы купите этот продукт в магазине по соседству. Если же к дороге добавят еще одну полосу чтобы увеличить скорость пути, то вы скорее всего решить ехать в дальний магазин. Со временем к такому же выводу придут еще тысячи водителей.

Тернер в своем исследовании отмечает, что трафик не всегда является проблемой. Например, если вы мэр, который хочет видеть у себя в городе новые компании и жителей, то инвестиции в дорожную инфраструктуру могут быть хорошим вариантом. Но если вы боретесь с пробками, пишут авторы исследования, то у вас остается только один вариант – вводить плату за использование дорог в час пик. По этому пути уже пошли Лондон и Сингапур, что привело к изменению привычек водителей в этих городах – они либо полностью отказываются от каких-то поездок или переносят их на другое время.

Если у вас есть нечто ценное в ограниченном количестве, что вы отдаете бесплатно, то у вас есть два варианта: либо строить еще и еще (при этом дефицит остается), либо начать брать за ваш ресурс плату, уверен Тернер.