Продукты 90-х и их создатели

Invite, «Вимм-билль-данн», «Довгань» и многие другие.

На этой неделе скончался предприниматель Сергей Выходцев, «отец» таких продуктов как напиток Invite («Просто добавь воды!»), каша «Быстров» и многие другие. Ibusiness рассказывает истории известных продуктов 90-х и людей, которые стояли за их созданием.

Invite и «Быстров»

История этого напитка началась с поездки Выходцева в Африку в начале 90-х. В интервью «Русскому репортеру» предприниматель объяснял логику своего путешествия достаточно просто: постсоветская Россия напоминала ему СССР времен НЭП-а, и потому он просто боялся, что железный занавес скоро вернут, а Африку он так и не увидит. Именно там Выходцев увидел порошковый напиток Drink-o-pop:

«Я же бывший несостоявшийся биохимик, а порошок — это не ракетные технологии. Эта идея на Западе существовала лет пятьдесят. А у нас сейчас, как и тогда, не хватает людей, которые могли бы взять трех профессоров, объединить, чтобы они придумали продукт, а потом его успешно продавать. У меня остались знакомые на кафедре в МХТИ, люди, которые ракетным топливом занимались. Они все сделали очень быстро: разработали рецептуру по образу и подобию порошка, который я им привез».

По воспоминаниям предпринимателя, Invite создал рынок «в 100 миллионов долларов». В России также получили распространение чилийские аналоги напитка — Zuko и Yupi. Однако кризис 1998 года помешал развитию «инвайта», и Выходцеву пришлось продать свою долю в проекте. Следующим продуктом предпринимателя стала каша «Быстров». В 2007 году было создано совместное предприятие с компанией Nestle, которая к 2009 году получила полный контроль над производством каш. Последним продовольственным продуктом Выходцева стала серия молочных продуктов Velle, запущенная в 2005 году.

«Вимм-билль-данн»

Компания была основана в 1992 году Сергеем Пластининым и Михаилом Дубининым. Взяв кредит в 50 тысяч долларов, предприниматели арендовали часть Лианозовского молочного комбината для того, чтобы заняться разливом соков. По легенде, идея пришла в голову Пластинину, после того как тот отправился в магазин за соком для жены, но не смог найти ничего, кроме порошковых напитков.

В 1993 компания стала первым российским производителем йогуртов — впрочем, знакомая многим марка «Чудо» на рынке появилась лишь в 1998 году. Самый знаменитый продукт компании — сок J7 — поступил в продажу в 1994. Серия «Домик в деревне» — в 1996, «Веселый молочник» — в 2000. В 2002 году компания становится первым российским производителем, разместившим свои акции на Нью-Йоркской бирже. В 2011 году 66% акций «Вимм-билль-данн» были куплены компанией PepsiCo за 3,8 миллиарда долларов.

Сергей Пластинин до 2015 года занимался сельскохозяйственным бизнесом. В 2016 году стал первым заместителем гендиректора «РАО ЭС Востока» (дочерняя компания «Русгидро»). Также получила известность дочь предпринимателя — Кира Пластинина, с 2007 года занимающаяся производством одежды.

Михаил Дубинин в настоящее время занимается в основном недвижимостью. Еще одним известным проектом предпринимателя является сеть женских магазинов «Подружка». Первый магазин был открыт в 2005 году, на сегодняшний день работает около 170 точек.

«Довгань»

В 1995 году Владимир Довгань основал ЗАО «Довгань», занимавшееся продажей около 200 наименований потребительских продуктов, включая водку, сигареты, крупы, кондитерские изделия и многое другое. Многим предприниматель запомнился благодаря рекламным шоу, а также портретам Довганя, размещавшимся на этикетках продуктов:

Однако, как объясняет журнал «Коммерсантъ-Власть», производством ЗАО «Довгань» не занималось — вместо этого оно продавало лицензию на бренд другим производителям продуктов:

«Например, не продавалось безумно дорогое пиво "Довгань". На этикетке было честно написано, что оно сделано в Чехии, и только большой чудак мог заинтересоваться таким пивом при цене в 2,5 раза выше, чем аналогичное чешское пиво "не-Довгань"».

В 1997 году, по данным издания, доходы компании составили 22,5 миллиона долларов, из которых 14 миллионов были заработаны на продаже водки. На съемки «Довгань-шоу» было потрачено около четырех миллионов долларов.

В январе 1999 года Довгань стал продвигать собственную политическую партию — «Российскую партию Довгань». По данным газеты «Коммерсантъ» это стало причиной конфликта Довганя с партнерами по бизнесу — те считали, что имя и лицо предпринимателя должно использоваться только для продвижения водки. В конечном счете Довганю пришлось продать свою долю и покинуть компанию. Политическая партия просуществовала менее полугода.

Следующим проектом Довганя стала продажа кассет и дисков с советами врачей и психологов. Как объясняют «Ведомости», новая компания должна была работать по принципу сетевого маркетинга, а организацией продаж занялись выходцы из знаменитой Herbalife. На сегодняшний день предприниматель занимается организацией различных тренингов.

«Дарья», «Тинькофф»

Олег Тиньков — возможно, самый знаменитый предприниматель в этом списке (подробнее о нем можно прочитать в нашем материале).

Первым известным бизнесом Тинькова в 1996 году стали сеть магазинов электроники «ТехноШок» и сеть музыкальных магазинов «MusicШок» (на базе которого также была основана звукозаписывающая студия «Шок Records». В 1997 году предприниматель продал компанию за семь миллионов долларов и в 1998 году занялся новым делом — производством пельменей «Дарья». В 2001 году бизнес был продан Роману Абрамовичу за 21 миллион долларов, из которых семь миллионов были направлены на погашение долгов компании.

Следующим продуктовым бизнесом Тинькова в 1998 году стала пивная компания и сеть ресторанов «Тинькофф». По данным «Делового Петербурга», к 2005 году пивоварня занимала 1% российского рынка. В 2005 году компания была продана бельгийскому концерну InBev за 201 миллион долларов.