Янтарная отрасль: перезагрузка

Россия является монополистом в мировой янтарной отрасли; а если точнее – один из её регионов.

В Калининградской области сосредоточено 90% мирового запаса янтаря-сукцинита; остальные 10% распределены в очень малых объемах между Украиной, Польшей, Литвой, Мексикой, Доминиканской республикой и т. п. Значительная цифра – 300 тонн янтаря добывается в год, 75% из них может быть переработано – камни высоких фракций идут на ювелирную продукцию, а самые малые самородки – на сувенирную.

При поездке в Калининград сразу становится очевидным, что для региона янтарная отрасль является основной. В аэропорту Храброво нет ни одного привычного для россиян сетевого заведения питания, нет даже аптеки, зато есть полдюжины магазинов с янтарной продукцией. На прилавках ассортимент, который может приглянуться туристу – магниты из янтаря, простые бусы, в соседнем отделе стильные ювелирные украшения.

И все бы ничего, но единственное в мире и в России предприятие по добыче янтаря промышленным способом – «Янтарный комбинат» – чуть не погубил сам себя из-за криминальных схем работы и самой неэффективной из возможных стратегий развития.

Как такое могло произойти?

По законодательству РФ добывать янтарь в Калининграде может всего одно предприятие – «Янтарный комбинат», основанный в 1947 году. До 2014 года комбинат принадлежал Министерству финансов и работал в убыток самому себе – на протяжении нескольких лет комбинат сбывал почти всю продукцию одному дистрибьютору по очень низким ценам пока не встал вопрос о закрытии предприятия.

В начале 2014 года по поручению президента РФ Владимира Путина «Янтарный комбинат» был передан госкорпорации «Ростех». Сменился и генеральный директор – сейчас комбинат возглавляет Михаил Зацепин, к слову, бывший сотрудник КГБ, который нацелен оставить в прошлом криминальные схемы работы комбината.

Первые итоги работы ЯК в составе Ростеха

В составе «Ростеха» комбинат несколько улучшил свои финансовые показатели: по официальным данным за 2015 год выручка компании увеличилась на 31%, зарплата выросла на 9% - средняя зарплата по комбинату теперь составляет 46 тысяч рублей, что значительно превышает средний уровень по региону.

«Мы работаем на собственные средства» - говорит генеральный директор «Янтарного комбината» Михаил Зацепин. Комбинат так же вышел на Санкт-Петербургскую биржу, первые торги состоялись в январе 2016 года, но самое главное – это серьезная модернизация технического оборудования, которое очень сильно устарело, долгие годы не обновлялось. В отрасли используется в основном техника российского и украинского производства. За 2015 год комбинат приобрел технику для работ в карьере на общую сумму около 68 млн. рублей.

Самая важная цель

Продукция из янтаря воспринимается, как «бусы для бабушки» - на этот счет сложился в какой-то мере оправданный стереотип, так как украшения по дизайну очень отстали от современных моделей. Задача комбината и задача отрасли в целом этот стереотип сломать, продемонстрировав наглядным образом современные украшения из янтаря.

Всего в отрасли около 120 производителей готовой продукции и пока что далеко не все могут предложить качественный, уникальный продукт, который может быть интересен, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но интересно, что среди этих производителей есть не только ювелиры, но и компании, которые стали использовать янтарь при создании мебели. Например, Емельяновская мануфактура «Емельянов и сыновья», которая производит уникальную мебель и предметы интерьера из качественного дерева и янтаря, и работает в сегменте luxury.

Пример успешного ювелирного дела – ювелирная студия DARVIN, где производят современные ювелирные изделия с использованием янтаря. Говорить о сформировавшейся отрасли преждевременно, считает соучредитель компании «Емельянов и сыновья».

«Сейчас происходит ломка с одного процесса на другой, быстрым этот переход не будет. Китайцы формировали свою отрасль 25 лет с правильными финансовыми инструментами

Что выгодно продавать: сырец, полуфабрикат, готовый продукт?

Надо сказать, что популярность янтаря растет. Во-первых, за последние несколько лет цена на янтарь выросла в 3 раза, во-вторых, янтарь классифицирован, идет его градация, в – третьих, растет спрос на зарубежных рынках, правда, пока что на сырье и полуфабрикат, причем первая категория товара пользуется более высоким спросом.

Продажа сырья на экспорт с недавних пор в отрасли запрещена: стоимость сырья очень низкая и продавать его совсем не выгодно, другое дело полуфабрикат – на него есть добавленная стоимость. Но самое выгодное с точки зрения прибыли – продажа готового продукта с высокой добавленной стоимостью. Если компании – производители смогут создавать в новых условиях качественный продукт, отвечающий сегодняшнему спросу – продажа готовых изделий на зарубежные рынки – станет реальностью.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.