Два года продуктовых санкций в цифрах

Рост цен, убытки и изменения в производстве.

Завтра исполнится два года с момента подписания президентом Путиным указа о «применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» — проще говоря, запрета на ввоз ряда продуктов и продуктового сырья из стран, применивших санкции против России. Ibusiness решил посмотреть на то, насколько российская экономика адаптировалась к жизни «без пармезана и хамона».

29 июня 2016 года санкции были продлены во второй раз

Однако если в июне 2015 года действие указа было продлено на год, то на этот раз санкции продлены почти на полтора года — до 31 декабря 2017 года.

Кроме того, с ноября 2015 года действует запрет на ввоз продуктов из Турции, а с 1 января 2016 года — из Украины. В августе 2015 года первоначальный санкционный список европейских стран также был расширен — в него попали Лихтенштейн, Албания, Черногория и Исландия.

Импорт продуктов сейчас почти вдвое ниже, чем был до санкций

По данным Федеральной таможенной службы импорт продовольственных товаров и сырья из стран дальнего зарубежья в первом полугодии 2016 года составил примерно 9,6 миллиарда долларов. В первом полугодии 2015 года — 10,6 миллиарда. В первом полугодии 2014 года — 17,5 миллиарда. Таким образом, в этом году импорт снизился на 9,5%, а в прошлом — на 39,4%.

Потери стран-импортеров составили 8,6 миллиарда долларов

В Минэкономразвитии эту цифру вывели на основе данных о снижении импорта из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии. В 2013 году импорт из этих стран составил 8,9 миллиарда долларов, а по итогам 2015 года упал до 312 миллионов долларов.

В ведомстве также ссылаются на исследования, оценивающие потери Евросоюза от российских санкций в 40-50 миллиардов евро (около 0,4% ВВП ЕС), но способ подсчета не указывается.

Еще более пессимистичный прогноз приводит немецкая газета Die Welt со ссылкой на данные Австрийского института экономических исследований. По их расчетам, с момента введения санкций до конца 2016 года страны Евросоюза могут лишиться примерно двух миллионов рабочих мест (500 тысяч мест только в Германии). В свою очередь, потери от санкций за этот период могут достигнуть 100 миллиардов евро.

За два года цены на продукты выросли на треть

Такие данные приводит Минэкономразвития. В ведомстве отмечают, что рост цен на продукты опередил общий уровень инфляции в 1,2 раза. Максимальный вклад роста цен на продукты в инфляцию был в феврале 2015 — 52%. В июне 2016 года он составлял 31%. Также отмечается, что рост цен к настоящему времени замедлился и составил 3,2% — это наименьшее значение с 2008 года. В августе и сентябре Минэкономразвития не исключает даже дефляции.

«Независимая газета» также приводит разбивку по различным видам продуктов. Так, больше всего подорожала рыбная продукция — на 40%. На втором месте находятся овощи и фрукты — на 30%. Молочные продукты подорожали на 20%, а мясо и птица — на 10%.

Тем не менее, некоторые из опрошенных газетой экспертов считают, что санкции скорее замедлили рост цен на продукты — так как в противном случае девальвация рубля могла привести к удорожанию на 40-60%.

За второй год санкций было уничтожено около 7500 тонн продуктов

По данным Россельхознадзора, попытки ввезти «запрещенку» в Россию не прекращаются, но на сегодняшний день в утиль в основном попадают растительные (7,2 тысячи тонн), а не животные (228 тонн) продукты. Причина — в том, что из-за новой системы ветеринарного контроля ввозить мясо стало значительно сложнее. Однако некоторые поставщики продолжают пытаться:

«Особо изощренные способы ввоза нелегальной животноводческой продукции были выявлены в Ленинградской области, где под видом жевательной резинки, соков, химической и другой продукции пытались ввезти запрещенную мясную продукцию», — объясняют в ведомстве.