Лайк лайку рознь: что на самом деле думают поклонники брендов на Facebook

Исследователи опросили сотни пользователей социальной сети, чтобы понять, что для них означает каждый лайк.

Любая компания сегодня одержима тем, чтобы заработать как можно больше лайков на Facebook. Практически невозможно зайти в интернет и ни разу не увидеть предложение залайкать страницу или поучаствовать в конкурсе, который требует поставить лайк рекламному посту. Для самого бизнеса простой лайк означает много вещей: это и возможность попасть в желанную повестку дня, и способ сохранить лояльных клиентов, и бесплатный рупор для ненавязчивой рекламы.

Однако выполняют ли лайки все эти функции на самом деле? Профессора маркетинга Алиша Хорки и Марк Пеллетье провели обширное исследование среди сотен пользователей Facebook, чтобы понять, как именно они распределяют свои лайки и какое значение им придают. О результатах своей работы Хорки и Пеллетье рассказали The Conversation.

Для первого этапа исследования профессора попросили 150 пользователей, которые лайкают определенный бренд на Facebook, рассказать, почему именно они решили выразить свое одобрение таким образом и продолжают ли они какие-либо взаимодействия с этим брендом.

Результаты исследования показали, что чаще всего лайк действительно означает преданность бренду и одобрение его товаров и ценностей. Большинство респондентов отметили, что залайкали тот или иной бренд, потому сочли это адекватным выражением чувства лояльности к нему. Еще одна большая группа лайкала бренды на Facebook в обмен на что-либо: информацию, социальный статус или участие в конкурсах.

Как ни странно, лишь небольшой процент опрошенных ставил лайк бренду по самой очевидной причине — потому что он понравился им. Хорки и Пеллетье заключают, что многим людям может понравиться реклама бренда или какой-то из его товаров, но поделиться с ним лайком они захотят только в том случае, если испытывают к нему лояльность: долгое время пользуются его товарам или услугами и считают их лучшими.

Что же касается взаимодействия с брендом в длительной перспективе, более половины опрошенных заявили, что читают обновления бренда в своей ленте новостей, но не передавали ему никакой информации после первого лайка. Еще 20% респондентов сказали, что делились постами бренда со своими друзьями и лишь 17% комментировали записи бренда.

Однако не все лайки созданы равными. Для второго этапа исследования Хорки и Пеллетье провели опрос среди 300 пользователей, чтобы понять, почему они по-разному реагируют на контент брендов, которым они поставили лайк.

Профессора обнаружили, что поклонники брендов, которые предлагают реальные товары, читают и лайкают посты чаще, чем поклонники брендов, предлагающих услуги. Лайки брендов-товаров также значительно чаще конвертировались в продажи. Впрочем, и те, и другие примерно с одинаковой частотой делятся записями бренда с друзьями и оставляют ему комментарии.

Хорки и Пеллетье заключают, что лайк от клиента вовсе не означает, что он погрузится в жизнь бренда на Facebook. К примеру, многие участники опроса лайкали свои любимые бренды, чтобы выразить свою любовь и уважение к ним, а не для того, чтобы получать в дальнейшем контент компании. Количество лайков, таким образом, не равняется качеству взаимоотношений компании со своими клиентами.

Более того, новые лайки чаще всего совсем не означают, что у компании появились новые клиенты. В большинстве случаев речь идет о старых клиентах, которые по той или иной причине только сейчас решили выразить свое одобрение бренду, которым они пользуются уже какое-то время.

Для брендов, которые продвигают свои товары, активность на Facebook чаще ведет к увеличению продаж, чем для брендов, продающих услуги. Хотя поклонники “товарных” брендов реже взаимодействуют с ними, они чаще покупают товары у тех брендов, которые вызвали у них положительный отклик на Facebook. Брендам-сервисам Хорки и Пеллетье рекомендуют делать ставку на усиление коммуникации с пользователями и создание уникального сообщества, которое будет вовлекать все новых клиентов в социальную жизнь бренда.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.