Дело семейное: как устроены семейные компании

Ваша семья не может договориться, куда ехать в отпуск, а многим приходится вместе управлять целыми концернами.

Если мы узнаем, что та или иная компания является семейным бизнесом, мы начинаем думать о ней с теплотой и доверием. В семейном бизнесе есть что-то старомодное, вечное и надежное. Однако, учитывая, насколько сложно зачастую складываются в обычных семьях, представить себе, как обстоят дела внутри семейного бизнеса, практически невозможно. Harvard Business Review расспросил об этом Джоша Барона, сооснователя консалтинговой компании Banyan Global, которая работает с семейными компаниями.

“Зачастую семьи не понимают, что владение совместным бизнесом ставит перед ними ряд существенных вопросов, от ответов на которые может зависеть его успех”, - рассказывает Барон. Неправильная организация семейного бизнеса может привести к потере конкурентного преимущества, нежелательным выкупам и продажам. При этом большинство семейных компаний, по опыту Барона, тяготеют к одному из пяти типов организации. “Выбор модели управления семейным бизнесом может стать одним из самых важных решений в его истории”, - подчеркивает Барон.

Однажды компания Барона работала со строительной фирмой, которой управляло уже четвертое поколение основавшей ее семьи. Формально распределение ролей никак не было оговорено: дед, который завещал бизнес своим наследникам, хотел, чтобы компания была разделена между ними на равных основаниях. Это приводило к постоянным стычкам между членами семьи. “Одна половина семьи жаловалась на то, что их родственники не приспособлены к бизнесу и получают свою часть прибыли даром. Другая половина обвиняла их в том, что они незаслуженно выделили для себя чересчур большие зарплаты и бонусы”, - рассказывает Барон.

Барон отмечает, что семье удалось разрешить этот конфликт, только когда они формально обозначили модель собственничества и юридически обусловили роль каждого члена семьи в фирме. “Каждое поколения должно заново пересматривать эту модель и определять, работает ли она в их ситуации. Иначе молодежь будет сталкиваться с риском потерять все, что нажили отцы и деды”, - заключает Барон.

Какие существуют модели владения семейным бизнесом? Барон перечисляет пять из них.

Первая и самая традиционная модель сохраняет владения компании в руках одного человека или супружеской пары. Этот представитель семьи считается официальным основателем компании и передает это право по наследству, как делали монархи испокон веков. Это надежная и проверенная схема, однако далеко не во всех семьях она реалистична.

Второй вариант заключается в равном партнерстве между несколькими членами семьи. Эта форма совместного владения хорошо работает в том случае, если все участники партнерства в равной мере готовы работать на благо компании. “Как-то раз я консультировал крупную транспортную компанию, которой управляли пять братьев. Они унаследовали бизнес от отца и стремительно развили компанию до миллиарда долларов”, - приводит пример Барон. “Их партнерство было эффективным, потому что все братья в равной мере работали на успех бизнеса. Они получали одинаковые зарплаты и проценты от прибыли”. Однако проблемы начались, когда у некоторых из братьев подросли свои дети, и они хотели сделать их равноправными участниками бизнеса. Братья так и не смогли договориться между собой о том, как разделить компанию между новыми собственниками, а поскольку принятие всех важных решений в компании требовало полного консенсуса среди них, дела компании начали идти на спад.

Братьям из транспортной компании могла бы помочь распределенная модель, которая в равной степени разделяет владение компанией между всеми членами семьи, однако дает дополнительные права и привилегии тем из них, которые занимают ключевые позиции в бизнесе. Такую модель чаще всего выбирают родители, которые завещают семейное дело широкому кругу родственников. Это позволяет им не обделить никого из близких деньгами, но в то же время доверить компанию самым умелым и прозорливым из потомков. Впрочем, именно такая модель часто создает конфликты между родственниками “внутри” и “снаружи” компании.

Гнездовая модель позволяет в какой-то степени разрешить подобное противоречие. В этом случае разные ветви семьи объединяются в группы, чтобы взять во владение различные части компании. “Эта модель хороша для тех случаев, когда внутри семьи процветают конфликты интересов или когда члены семьи по-разному видят пути развития компании”, - поясняет Барон. “Эта модель позволяет снизить напряжение внутри компании, но при этом сохранить семью и семейное дело едиными”.

Наконец, пятый вариант делает семейную компанию публичной: ее акции продаются на биржах, бизнесом управляют профессиональные менеджеры, а сами представители семьи как владельцы играют в компании минимальную роль, которая чаще всего сводится к голосованию за членов правления. Эта модель хорошо подходит для чересчур разрозненных семей или для тех случаев, когда семье нужно привлечь крупный сторонний капитал в компанию. Однако в таком случае семья практически полностью утрачивает контроль над развитием бизнеса.