Кадастр: перезагрузка или революция?

Как изменилась реальность бизнеса после отмены монополии БТИ.

Была когда-то в КВН такая шутка: «В России нет супергероев, зато есть суперзлодеи — ЖЭК, СОБЕС и БТИ». С тех пор с последним из «суперзлодеев» ситуация полностью изменилась. На основании федерального закона «О кадастре» с 1 января 2013 года технический и кадастровый учёт объектов капитального строительства больше не является вотчиной БТИ и передан Федеральной кадастровой палате. Так что сегодня БТИ лишено всех привилегий и вынуждено конкурировать с кадастровыми компаниями на равных, в условиях уже рыночной конкуренции. Причем, речь как о муниципальном БТИ, так и о федеральном — Ростехинвентаризации.

Фактически сейчас любая компания, занимающаяся кадастровой деятельностью, в штате которой состоит минимум два аттестованных кадастровых инженера, может совершенно спокойно заменить БТИ по функционалу. Но многие предприниматели, столкнувшись с болотной трясиной Росреестра, по старинке продолжают обращаться именно в БТИ. iBusiness.ru решил разобраться, как именно всё изменилось после вступления в силу закона «О кадастре», и что это дало бизнесу.

Не всякий опыт пригодится

Ключевым изменением для собственника или арендатора недвижимости в новых условиях стало изменение пути, который необходимо пройти. Если раньше можно было просто прийти в БТИ и оформить, либо получить необходимые документы, связанные со зданиями, помещениями или сооружениями (что весьма удобно), то теперь в любом случае приходится преодолеть несколько этапов, так как теперь государственным органом, принимающим решения и выдающим необходимые документы по объектам капитального строительства является Федеральная кадастровая палата. Причем теперь, посещение БТИ этот процесс никак не упрощает.

БТИ существует уже около 90 лет и практически всё это время являлось монополистом в вопросах технического и кадастрового учёта. Но в связи со вступившими в силу 1 января 2013 года изменениями в законе «О кадастре», БТИ теперь имеет иной функционал, причем, в совершенно других условиях. И здесь многолетний опыт работает скорее против данной организации.

Чтобы перестроиться и начать работать в новых условиях многие сотрудники БТИ вынуждены были повышать квалификацию, получать дополнительное образование и сдавать экзамены для получения аттестата кадастрового инженера. А самое тяжелое — отказаться от вековой привычки быть единственными и неповторимыми. Кроме того, некоторые из них, получив аттестаты кадастровых инженеров, ушли в частные компании, где в настоящих условиях могут заработать больше. А само БТИ, лишившись вместе с монополией и сверхприбылей, уже не может обеспечить высококвалифицированным сотрудникам те зарплаты, которые у них были ранее.

В то же время опыта работы с Кадастровой палатой у БТИ гораздо меньше, чем у уже присутствовавших на рынке кадастровых инженеров, которые в отношении земельных участков взаимодействуют с ней ещё с 1 марта 2008 года, а в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства — с 1 января 2013 года. Мало того, уже до создания Росреестра кадастровые инженеры, будучи еще в статусе инженеров-землеустроителей взаимодействовали с различного рода организациями, ему предшествовавшими, например, Земельными комитетами и структурами Роскартографии и Роснедвижимости.

Новый противник

Начиная с 1 января 2013 года, технические и кадастровые паспорта на здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства, которые выпускали БТИ практически на протяжения века, больше не требуются для регистрации прав собственности или оформления долгосрочных договоров аренды. Их полностью заменили технические планы, изготавливаемые кадастровыми инженерами, и кадастровые паспорта и выписки, которые выдает Кадастровая палата.

Впрочем, государственные организации типа Мосжилинспекции, МЧС, Роспотребнадзора и Росимущества, а также некоторые банки могут по старинке требовать технический паспорт вместо кадастрового, так как они ещё не успели поменять свои внутренние еще во многом «советские» регламенты.

Получается, что до сих пор далеко не все участники рынка разобрались с новыми правилами игры. Ведь теперь, чтобы поставить объект на кадастровый учет или внести изменения в существующие сведения об объекте капитального строительства, кадастровым инженерам (и БТИ, и частникам) необходимо подготовить технический план, подать его в кадастровую палату и надеяться на положительное решение. Так, на месте старого «суперзлодея» — БТИ, появился новый — Кадастровая палата. И теперь уже самому БТИ приходится с ней «сражаться».

Плоды конкуренции

Ещё одно изменение, на этот раз со знаком плюс — это появившаяся у бизнесмена возможность выбирать компанию. Правда, и тут можно нажить себе проблем, если отнестись к выбору халатно. Например, не стоит гнаться за дешевизной. Услуги не самой профессиональной компании могут стоить дешевле, но обойтись при этом в разы дороже. В случае непрофессионально выполненной подрядчиком работы, потребитель потеряет время не только на этапе подготовки первичных документов, но и на прохождении этих документов в кадастровой палате, что может занять от месяца до полугода, а самые большие деньги, как известно, теряются как раз на вынужденном простое.

И речь не только о недополучении арендной платы или невозможности начать работу. Так, например, если у собственника возникли проблемы на этапе регистрации долгосрочного договора аренды помещения из-за отсутствия сведений о данном помещении в ГКН или наличия в сведениях ГКН «красных линий», которые свидетельствуют о незаконной перепланировке, то за несоблюдение сроков регистрации договора аренды собственник может попасть ещё на санкции и пени, и эти суммы могут быть очень внушительными. А арендаторы, в свою очередь, могут понести убытки из-за неполучения средств от продаж своей продукции или услуг.

Новый план

Несмотря на то, что отмена монополии БТИ (как и отмена любой монополии подобного рода) явление положительное, для бизнесмена решение проблем с кадастровыми службами стало с тех пор ещё более сложным. До сих пор мало кто по-настоящему разобрался, как решать такие проблемы быстро и эффективно. Поэтому к выбору  партнера по решению вопросов и задач в данной сфере деятельности стоит подходить очень ответственно.

Обязательно обратить внимание на срок присутствия компании на рынке, на уровень квалификации специалистов и грамотную первичную консультацию, на наличие рекомендаций и подтверждение опыта в решении сложных вопросов и задач, схожих с вашим случаем. Если все эти условия соблюдены, то вы получите быстро и качественно сделанную работу. Ну, а если вы не отнесетесь к этому серьёзно, то вы получите не того героя, который вам нужен, а того героя, которого вы заслуживаете.

Подробнее о взаимодействии с Государственной кадастровой и регистрационной палатами и решении трудных ситуаций можно узнать здесь.