Дело пахнет навозом

В Индии идет бум продаж товаров из коровьей мочи и навоза.

“Все это время мы заблуждались”, - уверен бизнесмен в индийской столице стартапов Бангалоре. “Главный источник дохода от коров — это не их молоко, а навоз и моча”. Если бы вы услышали эти слова от отшельника где-нибудь на улицах Дели, вы бы постарались как можно быстрее уйти подальше. Однако все больше серьезных бизнесменов в Индии придерживаются этой догмы и основывают на ней успешный бизнес. Open Magazine проанализировал первые начинания навозного капитализма.

Цитата в первом абзаце принадлежит Шиве Кумару, генеральному менеджеру Maa Gou Products (MGP), одной из нескольких компаний в Индии, которые успели эксплуатировать взрывной рост рынка коровьего навоза и мочи в стране. Компания Кумара производит все от аюрведических лекарств и мазей до продуктов питания. Все, что можно сделать из так называемой панчагавы — санскритского термина, которым называют пять основных продуктов, получаемых от коровы: молоко, йогурт, гхи, мочу и навоз.

Всего MGP продает около 40 различных наименований, и зарабатывает более $41 тысячи в месяц. Продукты стартапа продаются в 500 аюрведических аптеках по всей стране и даже на Amazon. Неплохо для бизнеса, основанного на навозе и моче.

Своим успехом MGP и его конкуренты обязаны культурному статусу коровы в Индии. Это животное в Индии играет большую роль как в религиозных обычаях, так и в мирских традициях по всей стране. Маркетологи не преминули воспользоваться священным статусом коровы и сегодня продукты, происходящие от этого животного, продаются на рынке как источник благополучия, здоровья и успеха. Старинные традиции и современный капитализм нашли друг друга.

Традиционно коровья моча и навоз использовались в Индии в религиозных обрядах, однако настоящий бум рынка этих продуктов случился совсем недавно, когда предприниматели начали массово продавать более современные продукты на основе все тех же ингредиентов. Сегодня в Индии вы можете купить кремы для лица, скрабы, средства для борьбы с насекомыми, сиропы от кашля, масла для тела, тоники, средства для похудения и дезинфицирующие лекарства, сделанные из мочи или навоза (или и того, и другого одновременно). Причем если на западе использование таких нелицеприятных ингредиентов в продукте было бы максимально завуалировано, индийский производители, напротив, сообщают о наличии мочи и навоза в своих продуктах большими жирными буквами.

При этом такие компании как MGP — это далеко не полулегальные организации, сколоченные за ночь, чтобы быстро заработать на временном народном помешательстве. Это серьезные, профессиональные организации с бизнес-планами, циклами производства и сбыта и инвесторами. Например, в ту же MGP свои средства вложили несколько ведущих фармацевтических и косметических компаний в Индии.

Взрывной рост навозного бизнеса привел к значительным изменениям во всей системе снабжения. Коровьи загоны в Индии теперь оснащены мощными компьютерами, которые отслеживают заказы и анализируют показатели производства. Некоторые из заводчиков также переквалифицировались в производителей и отправляют стартапам уже готовые продукты.

Удивительно, но маркетинг и упаковка этих товаров нацелены не на широкие народные массы, а на потребителей среднего и высшего класса в столице и крупных деловых центрах. Именно маркетинг и стал ключом к стремительному росту рынка: несколько бизнесменов в Индии обнаружили, что коровьи фермы производят огромные количества дистиллированной коровьей мочи и навоза, но практически не имеют покупателей на этот товар за пределами последователей индуистских верований. Несколько месяцев спустя все избытки коровьих отходов начали приносить первый доход, и бизнесмены обнаружили, что на рынке в них есть практически безлимитная потребность.

Традиционно, если какое-то животное становится объектом прибыльного тренда, то для него самого это не означает ничего хорошего. Коровам в Индии повезло куда больше: развитие нового рынка позволило значительно сократить забой животных, а часть прибыли от товаров из навоза и мочи направляется на улучшение условий их содержания. Несмотря на то, что коровы являются священным животным в Индии и их забой запрещен в большинстве штатов, по данным за 2004 год в стране действовало более 30 тысяч нелегальных скотобоен. Усилия правительства по сокращению числа этих операций не были особенно успешны, но теперь коровы обрели надежду там, где ее меньше всего можно было ожидать — в своем навозе.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.