Транспортируй это: шипинговая индустрия переживает глубокий кризис

Банкротство одного из крупнейших игроков и потеря  $10 миллиардов за год — и это только начало.

Транспортная индустрия — это одна из тех служб, которую люди не замечают пока она работает хорошо. Мало кто подозревает, насколько сложно устроен бизнес, который позволяет нам переправлять тонны грузов по всей планете, потому что этот бизнес редко дает о себе знать. Однако после того как в начале осени одна из крупнейших компаний-перевозчиков в мире Hanjin Shipping потерпела крах, все неожиданно начали интересоваться тем, как обстоят дела в этой индустрии. Как выяснил The Economist, дела в ней обстоят мягко говоря не очень.

После банкротства южнокорейской компании Hanjin Shipping 66 кораблей с грузом на $14,5 миллиардов остались дрейфовать в море без надежды на скорое разрешение ситуации. Порты по всему миру отказывались пускать их без платы, а американские и британские компании, чьи товары составляют значительную часть грузов в панике начали искать обходные пути для того чтобы вовремя доставить товары клиентам.

Судя по финансовым данным, которые транспортные компании опубликовали в конце предыдущего квартала, банкротство Hanjin — лишь первый этап. 11 из 12 крупнейших шипинговых компаний в мире закончили квартал с массивными потерями. Еще несколько средних игроков на рынке повисли на грани банкротства. Три японские транспортные компании Mitsui OSK Lines, NYK Line и Kawasaki Kisen Kaish ведут переговоры о слиянии, чтобы избежать судьбы корейского собрата.

Черная полоса началась даже у тех компаний, которые являются уверенными лидерами рынка перевозок. Третья по величине шипинговая компания в мире, французская CMA CGM заявила о крупных потерях за первую половину года. Лидер индустрии Maersk Line (центральная компания в датском семейном конгломерате A.P. Moller-Maersk) за последние 6 месяцев потерял $107 миллионов. В общей сложности по оценки консалтинговой фирмы Drewry, шипинговая индустрия может потерять в этом году $10 миллиардов (общая прибыль при этом составит около $170 миллиардов).

По оценкам экспертов в бедах индустрии виновны два масштабных фактора. Во-первых, транспортные компании наконец почувствовали на себе спад торговли после финансового кризиса. Контейнеры шипинговых компаний составляют две трети от общего объема морской торговли, однако в 2015 году глобальный ВВП впервые с 1950-х годов рос быстрее, чем объем мирового трафика контейнеров. В этой ситуации свою роль сыграл и низкий экономический рост, и перемены в тактике производства: сегодня мануфактуры стараются все чаще строить базы непосредственно в регионах, в которых они ожидают большие продажи.

Вторую проблему, которая привела шипинговую индустрию к нынешнему плачевному положению, транспортные компании накликали на свою голову сами. В 2011 году компании начали массово закупать новые корабли, и теперь, когда рынок перенасыщен судами, которые могут доставить товар в любую точку мира, цены на эту услугу обрушились. Доставить контейнер из Шанхая в Европу сегодня стоит вдвое меньше, чем в 2014 году.

Транспортная индустрия переживала кризисы и раньше, но ни один из них не был настолько же сильным, как нынешний. Разорившаяся компания Hanjin в этом году теряла по $100 на каждом контейнере, которые она перевезла в этом году. Лидер индустрии Maersk Group пока теряет по $11 и планирует предпринять радикальные меры для того чтобы изменить ситуацию. Руководство A.P. Moller-Maersk приняло решение о разделении конгломерата на две части, а вместе с этим и о значительном сокращении операций: компания планирует отказаться от 20 кораблей из своего флота и сократить до 25% персонала.

Традиционно компании в шипинговой индустрии ориентировались именно на Maersk Group при принятии ключевых решений. Сокращение флота и персонала вызвало одобрение у большинства экспертов в области, однако оно стало лишь первым шагом, на который пошел лидер области. Maersk ведет работу над тем, чтобы сделать корабли, которые все-таки останутся в эксплуатации, более “умными”: для этого компания использует анализ данных и эргономические методики, которые применяются в аэрокосмической индустрии. Экономичное использование пустых контейнеров, которые сегодня составляют немалую часть перевозок, по оценкам экспертов позволят индустрии сберечь до $20 миллиардов.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.