Интернет для чайников и чашек

Российский бизнес присматривается к интернету вещей.

По уровню цифрового развития экономики Россия занимает 39-е место. Отставание от мировых лидеров, по оценкам экспертов, составляет от пяти до восьми лет. Но даже несмотря на это новые технологии в нашей стране быстро развиваются, и пройти мимо бизнес не может. Одной из самых актуальных и перспективных тем на сегодня является IoT или интернет вещей. Именно он, а также возможности, которые он открывает для бизнеса, стал темой прошедшего во вторник 13-го форума "IT-Лидер". 

Этот форум каждый год собирает представителей самых разных отраслей, чтобы обсудить будущее новых технологий и их потенциал для разных сфер бизнеса. В этом году среди его участников были представители таких компаний как Intel, Крок, Huawei, РЖД, Райффайзенбанк, Эльдорадо, SuperJob.ru и Магнитогорского металлургического комбината. Модератором дискуссий стал главный редактор журнала "Forbes" журналист и историк Николай Усков.

Технологии вокруг нас

Всего за несколько лет приложения по онлайн-вызову такси практически полностью "убили" такой аналоговый способ поймать машину, как поднятая у дороги рука. Но это лишь маленькая часть изменений, которые произошли за 17 лет с момента появления термина "интернет вещей". Например, вполне привычной вещью стала технология "умный дом", о которой говорили все 00-е. Как отметил Максим Тамбиев, региональный директор аналитической компании Forrester Research в России, если раньше компании использовали клиентов, чтобы изучать, как улучшить продукты, то сейчас используют продукты, чтобы узнать, что нового можно предложить клиенту. И всё это за счет сенсоров, которые можно встроить в практически любой товар. 

По словам Тамбиева IoT сегодня состоит из пяти блоков. Это приложения аналитики, "железо", системы коммуникации, системы обеспечения безопасности, а также прикладное обеспечение и стандарты, для работы интернета вещей вообще. И самая большая проблема с блоком безопасности. Несмотря на то, что этот сегмент разрабатывается очень быстро, он ещё только входит в фазу "выживания", а значит пока не так привлекателен с точки зрения бизнеса. Но, в то же время, он является жизненно необходимым и важнейшим для развития IoT.

3000 чайников

Проблемы безопасности действительно выходят на новый уровень. Так, например, Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК вспомнил случай, когда хакер в Лондоне взломал 3000 электрических чайников и через них вошел в системы умного дома. Таким образом, чем "умнее" становятся вещи вокруг нас, чем больше решений они принимают самостоятельно, тем важнее обеспечить их безопасность от взлома. Ведь от этого уже зависит безопасность человека, особенно если речь идет не о чайниках, а о более серьёзных вещах. Тем более, что сейчас взломать, например, точку доступа Wi-Fi может едва ли не любой студент просто из любопытства. 

Заслуженный инженер Cisco по вопросам информационной безопасности в России и странах СНГ, Михаил Кадер подтвердил, что большое количество хакерских атак сегодня приходится именно на IoT. Это уже сотни тысяч узлов, и проблемы с этим становятся всё серьёзнее. Кроме того, Кадер отметил, что специалисты по интернет-безопасности пока не спешат покупать себе "умные дома", потому что в этом на данный момент ещё есть достаточная опасность. Интернет вещей может собрать огромное количество данных о каждом из нас, поэтому защищенность технологии – это первостепенный вопрос, без него никакого IoT вообще быть не может.

Большой банк следит за тобой

Наличие любого телефона - это СИМ-карта, а значит, местоположение его владельца можно вычислить с точностью 50-100 метров, рассказал Андрей Попов, руководитель дирекции информационных технологий Райффайзенбанка. Телеком-компании всегда владели этой информацией, а теперь ей заинтересовались и банки. Она помогает, используя огромные количества инструментов аналитики, находить более интересные предложения для клиентов. 

Например, услуга геофенсинг, которая позволяет клиенту при подходе к той или иной торговой точке получать информацию о имеющихся там интересных именно для него предложениях. Несмотря на то, что услуга эта помогает человеку, основана она на технологии, осуществляющей тотальный контроль за ним, что далеко не всем может понравиться. Консультации о том, как этого избежать, становятся более востребованными, и существуют даже совсем радикальные предложения не пользоваться одним телефоном дважды.

Билет куда надо

Анализ поведения клиента - не только банковская история. Директор филиала РЖД - Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации Кирилл Семион отметил, что IoT позволяет сделать поездку для пассажира комфортной и удобной лично для него, не спрашивая его ни о чем напрямую. Например, если человек каждую неделю ездит на "Сапсане" из Москвы в Петербург, значит, вероятно, он ездит по работе, и поездка должна быть оптимизирована под это. А когда он раз в год собирается с семьёй в Сочи, то, скорее всего, он едет в отпуск, и набор предлагаемых ему дополнительных услуг должен быть соответствующим. Кроме того, анализ того, как движутся по железным дорогам поезда, может вскоре привести к появлению беспилотных локомотивов. И эта перспектива куда более осязаемая, нежели автопилот у автомобилей.

Рай интроверта

Самая широкая площадка для применения интернета вещей в непосредственном взаимодействии с конечным пользователем - это магазины, рассказал Кирилл Дубчак, директор по информационным технологиям "Эльдорадо". В частности, наибольшие перспективы у персонализации работы с покупателем. Здесь важнее всего идентификация покупателя. Нужно создавать профиль клиента, вести его по всем покупкам, анализировать полученные данные. Существуют технологии, по которым можно прийти в магазин, при помощи своей персональной карты и терминала самостоятельно выбрать нужные товары и оплатить из онлайн, без необходимости общаться хоть с кем-либо из персонала.

Идентификация на сегодня уже не требует даже каких-то специальных личных карт и тому подобного. Программа распознавания лиц может "узнать" клиента по изображению с камеры у входа в магазин, и к моменту, когда вы окажетесь внутри, вся информация о нем, а также то, что, исходя из этого, ему интересно, будет в распоряжении продавца. Более того, вкусы могут быть определены не по тому, что клиент покупал раньше, а по биометрическим данным. Например, расширился ли зрачок при взгляде на товар, и тому подобное. Впрочем, широкому распространению подобных технологий мешает не только их сложность, но и этический вопрос.

Доктор не приедет

IoT может значительно изменить и медицину. В скором времени появятся датчики, которые позволят полностью контролировать состояние человека удаленно, без присутствия рядом врача. А это автоматически значительно повысит безопасность в шахтах, на электростанциях и железных дорогах. То, в каком состоянии выходит диспетчер на удаленную подстанцию, никто кроме него не знает, а от этого зависят иногда сотни жизней. Впрочем, медицинский рынок очень консервативен, отметили участники дискуссии. Да и вопрос безопасности стоит очень остро, ведь кардиостимулятор, как и любое другое устройство, можно взломать, и тут уже речь прямо о человеческой жизни.

Красивая упаковка

Интернет вещей - это сейчас, прежде всего, раскрученный бренд, под который подгоняется очень многое, и за счёт которого удается делать многие инновации привлекательными, отмечает Борис Глазков, директор Центра стратегических инноваций компании Ростелеком. Основной рост технологии интернета вещей, по его мнению, будет в крупном корпоративном и государственном секторах. В них сейчас существует очень мощный спрос на снижение издержек, на повышение эффективности производственных процессов - и интернет вещей позволяет это сделатьВпрочем, промышленный интернет вещей или, проще говоря, B2B сектор, несмотря на огромный потенциал, в России развивается медленно.

Зеленое поле

В России IoT ещё предстоит догонять мировой рынок, и одним из главных двигателей может стать господдержка. Об этом говорили многие участники дискуссии. По мнению Бориса Бобровникова, если государство начнет поддерживать ИТ-рынок или хотя бы не мешать ему в развитии, то неминуемо произойдет взрывной рост всех технологий, в том числе и интернета вещей. А Андрей Синицин, президент компании Стриж Телематика, ссылаясь на зарубежный опыт, говорил о необходимости создать законодательство, стимулирующее внедрение технологий IoT, например умных счётчиков для воды. Это создало бы колоссальный рынок и в конечном счёте сэкономило огромное количество энергоресурсов.

И такая работа ведется. Рабочая группа при помощнике президента Игоре Щеголеве подготовила проект дорожной карты "Интернет+Город". Возглавляет его участвовавший в дискуссии Борис Глазков, и направлен он на развитие интернета вещей и промышленного интернета. Но важно, чтобы работа эта не закончилась вместе с модой на IoT. Потому что, как отмечал один из участников дискуссии, отечественный рынок IoT это пока "зелёное поле", на котором только предстоит что-то построить.