Футбольные агенты: необходимое зло или недобросовестные инвесторы?

Экономический кризис заставил футбол пойти на сделку с дьяволом.

Борьба за лучшие таланты происходит сегодня во всех индустриях по всему миру — от Кремниевой долины до Чжунгуаньцунь. Футбольная индустрия старается не отставать от бизнеса, но кадровая конкуренция здесь традиционно сопряжена с уникальными для этой сферы препятствиями и табу. Несмотря на всемирное внимание к игре, о внутреннем устройстве футбольной индустрии известно не слишком много. В свете недавних скандалов, в том числе Third Party Player Ownership, The Conversation разбирает, как работают футбольные агенты и пытается понять, стоит ли их упразднить.

Футбольные агенты следят за тем, чтобы машина мирового футбола работала без перебоев и, как выяснилось, зарабатывают в процессе немалые деньги. Агенты заключают одни из самых крупных сделок в футболе и работают с его главными звездами. Их задачу в футбольной индустрии можно описать как “представительство клубов и игроков в контексте трансферных переговоров”. По сути они являются не более чем посредниками, однако в последние годы их роль в футбольном бизнесе значительно выросла.

Сегодня агенты все больше занимаются той частью карьеры игрока, которая раньше была подконтрольна клубам. Это приводит к учащению конфликтов интересов, когда клуб, который владеет игроком, и агент, который представляет его, не согласны о том, как должна развиваться карьера игрока. Иерархия и разделение власти между клубами, агентами и игроками установлена в футболе не так четко, как, например, в бизнесе, а сами агенты зачастую работают на других, более крупных агентов.

Как показывает статистика, у агентов даже далеко не всегда есть предыдущий опыт работы в футболе: лишь чуть более половины из них имели отношение к футбольной индустрии до того как взяли на себя роль агента. Из этих 50 с лишним процентов 23% играли в футбол сами, 13% занимались подбором игроков, а 7,5% работали футбольными менеджерами. На вершине пирамиды агентов находятся так называемые “суперагенты”, которые заключают контракты на сотни миллионов долларов. Пожалуй, самый известный из подобных суперагентов — Жорже Мендеш, который, среди прочего, работал с Диего Коштой, Криштиану Роналду и Жозе Моуринью.

Несмотря на то, что в мире существует множество зарегистрированных футбольных агентов, в футболе они распределены неравномерно. Так, половину игроков в пяти крупнейших европейских лигах (Англии, Франции, Испании, Германии и Италии) по последним представляют лишь 83 агента или агентства. Это позволяет агентам гладко взаимодействовать на международной арене, не обращая внимания на границы лиг, государств и континентов.

В футбольном мире к агентам относятся не слишком хорошо, а владелец Наполи Аурелио Де Лаурентис даже заявил, что «агенты – рак футбола». Сами агенты, казалось бы, должны не менее ярко высказывать мнения в свою защиту, однако они по большей части предпочитают оставаться невидимыми. В рамках исследования для статьи, The Conversation поговорил с несколькими агентами, которые объяснили особенности многострадального TPO, практики в рамках которой футбольный клуб не владеет или не уполномочен владеть 100% от будущей трансферной стоимости выступающего за него игрока.

Так, один из них объяснил, что TPO стало распространенной практикой как следствие экономической рецессии. Финансовые организации стали задерживать кредиты и бонусы для клубов, а TPO позволило им приобретать игроков, которые значительно улучшали их команду, не платя за них 100%. Агенты в этой ситуации выступают в качестве инвесторов, которые заинтересованы в возврате своих вложений.

По мнению источника The Conversation, именно это переквалификация агентов в инвесторов привлекла в область недобросовестных бизнесменов. “Чего футбольный мир ожидал? Чтобы стать тренером, вам нужно получать серьезную квалификацию, которая будет признаваться на национальном уровне. Чтобы стать агентов, в Британии вам достаточно заплатить пошлину в £500”, - отметил один из агентов. “Это привело к тому, что в области расплодились агенты, которые не имеют необходимых знаний о футбольных регуляциях. Они приходят к игрокам с обещаниями, которые не смогут сдержать, так как это позволяет им зарабатывать на жизнь”, - заключил источник журнала.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.