Пора ли нам переосмыслить культ CEO?

Профессор Университетского колледжа Лондона анализирует, так ли уж влиятельны CEO, как всем кажется.

Жизнь большого бизнеса в последнее время все больше сфокусирована на звездных CEO, визионерах и основателях гиперуспешных стартапов. Однако такую уж ли большую роль CEO играют в успехе компаний, которыми они управляют? Далеко не каждый руководитель компании является новым Джобсом или Маском, но все они выигрывают за счет практически культового статуса, который CEO имеют в нашем обществе. Выражается это в самом что ни на есть прямом денежном эквиваленте: CEO сегодня в разных странах получают в 50-100 раз больше среднестатистического работника.

Профессор Университетского колледжа Лондона Томас Чаморро-Премузич разобрался для Harvard Business Review в том, заслуживают ли CEO всеобщего поклонения. Он проанализировал научные работы, которые объективно оценивали эффективность и влияние CEO на культуру компании, прибыльность, оборот и другие ключевые показатели.

Лидеры всегда играли большую роль в человеческом обществе, и чем выше позицию они занимают, тем на большее количество людей они влияют. Решения и действия топовых менеджеров компании так или иначе затрагивают всех ее сотрудников, и новейшие исследования показывают, что современные CEO оказывают огромное влияние на многие ключевые факторы в работе компании. Недавний анализ 32 технологических фирм и их CEO продемонстрировал как CEO формируют культуру компании. В большинстве случаев культура компании отражала основные личностные качества босса: компании с альтруистичными CEO демонстрировали сочувствие и высокий уровень взаимодействия между сотрудниками, компании с динамичными и властными CEO ориентировались на результаты и стремились каждый квартал преодолевать планку и так далее.

По подсчетам другого исследования, от CEO напрямую может зависеть до 22% эффективности компании. Впрочем, на практике выходит, что куда влиятельнее оказывается эффект плохих CEO на эффективность компании. Последствия плохого лидерства часто бывают настолько катастрофическими, что компании после них надолго попадают в заголовки новостей далеко не по лучшим причинам. За время правления Карли Фиорины HP потерял 50% от стоимости акций и был вынужден уволить тысячи работников, а Джеффри Скиллинг стоил Enron $63 миллиарда.

Анализ неудачных руководителей показывает, что антисоциальные, чрезмерно самоуверенные и нестабильные CEO приводят к росту сменяемости кадров, контр-продуктивного поведения на работе и снижению уровня вовлеченности сотрудников в дела компании. Только в США потери в вовлеченности рабочих из-за плохого руководства могут стоить до $550 миллионов в год.

Влияние CEO всегда было высоко, но сегодня оно бьет все рекорды. Исторический разбор 18 тысяч компаний в США за последние 60 лет показал, что эффект CEO на успешность компании постоянно рос за последние десятилетия. Во многом рост влиятельности CEO связан не с объективным факторами, а с тем, что люди начали думать о CEO как о значительно более влиятельных фигурах, вдохновившись такими легендарными основателями компаний как Джефф Безос и Билл Гейтс. Объективно CEO выполняют практически те же функции в компаниях, что и 60 лет назад, но в восприятии людей они настолько выросли, что и их объективное влияние на культуру, эффективность и, в конечном счете, успех или поражение компании также стало намного больше.

Впрочем, это далеко не означает, что даже хорошие CEO всем нравятся. Начальники могут заслуживать большую зарплату, но исследования показали, что даже если платить CEO лишь в 20 раз больше, чем среднему сотруднику, то у значительной части работников это вызывает презрение и негодование.  По подсчетам ученых, CEO в США сегодня должны зарабатывать около миллиона долларов в год, чтобы не вызывать гнев сотрудников, в то время как на самом деле они зарабатывают в среднем $17,5 миллионов в год.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.