5 способов занять правильную нишу для вашего бизнеса

Будь первым, а если не можете, то придумайте категорию, в которой вы будете первым.

Начинающему бизнесмену сегодня может показаться, что любой рынок уже переполнен брендами, и найти на нем место для новой идеи просто невозможно. Конечно, это не так: качественные товары и услуги всегда найдут путь к сердцу потребителя, но для того чтобы выйти на него и заставить его полюбить ваш бренд, вам нужна хорошая маркетинговая стратегия. Бизнес, который занимает правильную нишу всегда процветает, со временем увеличивает свою сферу интересов. Вот 5 способов найти эту нишу для вашего бренда от Entrepreneur:

1. Быть первым важнее, чем быть лучшим

Случаев, когда компания занимала определенную нишу на рынке первой и затем достигала колоссального успеха, слишком много, чтобы перечислять их все. Взять хотя бы компанию Coca-Cola. Трудно поверить, но этот бренд, как и сам напиток, существовал не всегда. Компания была основана в 1892 году и первой начала продавать напиток, который впоследствии захватил весь мир. Возможно, кто-то из конкурентов, которые вышли на рынок газированных напитков, могли приготовить колу вкуснее ее изобретателей. Но спустя 124 года, Coca-Cola по-прежнему безраздельно царствует на этом рынке, и продукт, который она начала выпускать первой, по-прежнему ассоциируется у всех главным образом с этим брендом.

2. Если вы не можете быть первым в существующей категории, создайте новую

В большинстве индустрий в бизнесе существует давно сложившаяся иерархия компаний, соревноваться с которыми подчас кажется непосильной задачей. Однако если вашему бренду действительно есть что предложить покупателям, создайте для него новую категорию при помощи маркетинга. Пусть вас не с кем будет сравнивать. Канонический пример такой стратегии — это Apple. Компания знала, что не сможет выйти на рынок ноутбуков, который на тот момент доминировали HP и Lenovo, так что руководство Apple решило создать новую категорию товаров электронной техники: планшеты. Сегодня Apple уверенно лидирует в этой категории: ей принадлежит около 30% от всего рынка.

3. Представления о ваших товарах и услугах значат больше, чем они сами

Предприниматели всегда верят, что им удалось улучшить уже существующий на рынке продукт, поэтому и в маркетинге они делают акцент на новых качествах своего товара и пытаются убедить покупателей, что он лучше. Самим покупателям, впрочем, чаще всего все равно, и если ваша компания не была на рынке первой, то велика вероятность, что они будут думать, что она хуже. Однако если вы будете изначально работать с представлением клиентов о ваших товарах, а не с фактическими отличиями, то вы сможете убедить потребителя, что вы революционировали свою область.

4. Если вы владеете словом, вы владеете чувством, которое оно вызывает

Значительная часть маркетинга нацелена на то, чтобы навсегда “поселить” компанию в разуме потребителей. Что подходит для этого лучше всего? Запоминающиеся мелодии, броские слоганы или названия компании. Каким-то компаниям везет больше, и они сразу находят правильный ключ к памяти потребителей, а каким-то, как например McDonald’s, приходится годами пробовать разные сочетания слов и звуков, чтобы наконец создать свой “i'm lovin' it” момент.

Попадание в подобный символ может в одиночку “сделать” карьеру компании. Знаете, кто сегодня владеет большей частью мирового обувного рынка? Правильно, компания Nike, логотип и слоган которой являются одними из самых легко узнаваемых в мире. Не удивительно, что Nike уже много лет не отказывается от фирменной “галочки” и слогана “Просто сделай это”, благодаря им компании принадлежит 27,2% от мирового обувного рынка, в то время как ближайшему и относительно безликому конкуренту Adidas принадлежит лишь 8,7%.

5. Если вы будете соревноваться во всем, то велик шанс, что вы не выиграете ни одной битвы

Зачастую когда компаниям удается стать успешными в одной категории, они начинают выпускать под тем же брендом десятки других товаров и услуг, и несмотря на это всегда остаются лидером лишь в своей изначальной области. Возьмем для примера Microsoft, компанию, которая делает на рынке технологий практически все, что вы можете себе представить, но при этом лидирует по-прежнему лишь на рынке операционных систем, на который она пришла первой.

Бренд должен представлять собой четкую и довольно ограниченную концепцию, которая сообщает потребителю необходимый минимум информации. Если ваш бренд будет столь же популярен, как Microsoft, то, конечно, вам удастся достичь определенного уровня продаж благодаря инерции, но не рассчитывайте на лидерство в других областях под прежним именем.