Станет ли горящая батарейка концом Samsung?

Недавний кризис выявил глубокие структурные проблемы во второй крупнейшей технологической компании в мире, но ее многочисленные подразделения поддерживают надежду.

Когда Samsung в октябре объявил об отзыве и прекращении производства своего главного нового смартфона Galaxy Note 7, многие эксперты вспомнили похожий случай, который произошел с технологическим гигантом в 1995 году: тогда 150 тысяч дефектных мобильных телефонов Samsung были раздавлены бульдозерами и сожжены на глазах у 2 тысяч рыдающих сотрудников компании. С тех пор в Samsung воцарилась суровая корпоративная культура, которая всегда находится в ожидании нового кризиса и вынуждает сотрудников работать больше, чем где-либо. Однако избежать очередного форс-мажора Samsung так и не удалось. The Economist выясняет, является ли казус со взрывающейся батарейкой признаком более глубокого кризиса в стенах второй по величине технологической компании в мире.

Провал с Galaxy Note 7 застал Samsung в переходный период: предыдущий руководитель компании Ли Гонхи отошел от дел после сердечного приступа, и в данный момент его сын Ли Джэён готовится присоединиться к совету директоров. В сентябре компании даже почти удалось справиться с кризисом после отзыва 2,5 миллионов копий злосчастного смартфона, который должен был стать флагманом компании на ближайший сезон. Однако после того как новые Note 7, выданные пользователям взамен нестабильных экземпляров,  продолжили своевольно воспламеняться, Samsung пришлось полностью отказаться от этой модели, чтобы не навредить бренду еще больше.

Прямая стоимость снятия такого количества устройств с рынка могла бы раз и навсегда оставить банкротом меньшую компанию. По подсчетам Samsung, прибыли компании за прошедший квартал будут на треть меньше ожидаемых из-за необходимости отозвать все копии Galaxy Note 7. В каком-то смысле Samsung даже повезло, так как серия Note является популярным, но нишевым продуктом. Урон бренду и финансам компании был бы куда сильнее, если бы дефект был обнаружен в самых хитовых телефонах компании Galaxy S7. Многие эксперты даже считают, что лучшим шагом для Samsung будет в целом прекратить выпуск устройств серии Note.

Однако кризис с воспламеняющейся батарейкой выявил куда более глубокие проблемы в компании, которые не решить техническими средствами. Samsung предстоит пересмотреть свою непомерно усложнившуюся с годами корпоративную культуру и цепочку поставок.

Корпоративное управление в Samsung исторически находилось на более низком уровне, чем в большинстве компаний с мировым именем. К примеру, большинство внешних членов совета директоров компании не имеют опыта работы в сфере технологий. Корпоративная культура и политика Samsung всегда была нацелена на то, чтобы сохранять власть в руках семьи Ли. Однако новый кризис позволил владельцам акций и инвесторам компании подвергнуть сомнению эту практику. Так, фонд Elliott Associates, который владеет 0,62% от Samsung Electronics, в начале октября предложил стратегию, которая позволит разделить Samsung на управляющую и холдинговую компанию. Младший Ли в целом поддерживает необходимость реструктуризации, но вряд ли согласиться на план, который уменьшит влиятельность его семьи в компании.

Кризис с батареей Note 7 особенно больно ударил по Samsung, поскольку в производстве компания старомодно ориентировалась на “железо”, предлагая клиентам более надежные и быстрые модели. Однако как отмечает Парк Канг-Зи, сотрудник корейского аналитического центра  IBK Economic Research Institute, из-за этого Samsung начал отставать в сфере софта и упустил момент, когда покупатели начали куда больше ориентироваться на наполнение телефона, нежели чем на его технические характеристики. Компания купила несколько стартапов, например LoopPay и SmartThings, для того чтобы заполнить эту дыру в своей линейке товаров, однако отставание Samsung от Apple и Google в этом отношении остается слишком большим.

Скорее всего именно из-за этих причин, а вовсе не из-за пылающей батарейки, Samsung не сможет долго оставаться в лидерах рынка смартфонов. Конечно, такого гиганта вряд ли ожидает судьба Nokia, которая еще десять лет назад была главным производителем телефонов. К счастью для семьи Ли, Samsung полагается далеко не только на телефонный бизнес: сегодня не меньше процветает направление по производству дисплеев и полупроводников. Уже в ближайшее время публичным станет подразделение Samsung BioLogics, которое занимается производством умных лекарств нового поколения. Samsung рассчитывает выручить c IPO не меньше $2 миллиардов. Так что возможно будущее поколение будет знать Samsung как фармацевтического и “железного” гиганта, а вовсе не как производителя телефонов.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.