Пошли на три буквы

Как проходило IPO у самых известных IT-компаний.

Snap Inc., которой принадлежит популярный мессенджер Snapchat, готовится к IPO весной следующего года, сообщает Reuters. Сейчас капитализация компании оценивается примерно в 20 миллиардов долларов, но после выхода на биржу эта цифра может значительно увеличиться. По оценкам экспертов это IPO может стать крупнейшим в IT-секторе, со времен Facebook в 2012 году. В связи с этим iBusiness.ru решил вспомнить, как проходил выход на биржу других известных интернет-компаний.

Facebook

Детище Марка Цукерберга установило рекорд для высокотехнологичных компаний. Компания была оценена в 104 миллиарда долларов, а одна акция в 38 долларов. При этом продать акций удалось на 16 миллиардов. Интересно отметить, что наиболее успешны в реализации своих долей социальной сети тогда оказались венчурные фонды наших соотечественников Юрия Мильнера (Accel Partners) и Алишера Усманова (DST). На двоих они реализовали акций примерно на 3,5 миллиарда долларов, в то время как сам основатель выручил на продаже части своих акций лишь 1,15 миллиарда. 

Впрочем, на длительной перспективе IPO счастья компании не принесло. Уже через несколько дней акции Facebook на бирже подешевели на четверть, а к сентябрю обвалились до 17 долларов, сбавив в цене более чем вдвое. Причем, в таком резком падении многие винили именно то, что компания стала публичной. Говорили даже, что провал на бирже - только начало неприятностей. Впрочем, из пике компания успешно вышла, а рекорд на IPO остался за Facebook'ом. Как минимум, до выхода на биржу Snap Inc.

Google

Предыдущий рекордсмен по IPO среди высокотехнологичных компаний - Google - собрал 1,67 миллиарда долларов при общей стоимости в 23 миллиарда. Звучит не так внушительно, но тут речь идет о 2004 годе. К 2012 году, когда свой рекорд установил Facebook, рыночная капитализация компании Брина и Пейджа достигла 250 миллиардов. Но за 8 лет до этого и 23 миллиарда казались заоблачной суммой. К тому же, в отличие от компании Цукерберга, Google сохранил большинство акций внутри компании.

И развитие событий после IPO у Google было куда более благоприятным. Стартовав с ценой за одну акцию в 85 долларов, уже через несколько дней компания довела эту цифру до 100. А спустя несколько лет, накануне кризиса 2008 года, акции Google торговались около 750 долларов за штуку. И даже в результате кризиса, хотя акции значительно обвалились, ниже 247 долларов их цена никогда не опускалась.

LinkedIn

Запрещенный на днях в России сайт деловых контактов имеет пусть и не самую значительную, но, определенно, одну из самых успешных историй выхода на биржу среди высокотехнологичных компаний. Оцениваемая до IPO в 4 миллиарда долларов, LinkedIn вскоре после достигла капитализации в 9 миллиардов. А цена за одну акцию выросла с 45 долларов до 94. Таким образом, за счет выхода на биржу компания смогла более чем вдвое улучшить свои финансовые показатели.

Несмотря на опасения многих аналитиков и растущую убыточность, до февраля этого года дела у компании шли в гору. Но после разочаровывающих отчетов за IV квартал 2015 года акции упали почти вдвое. А уже летом LinkedIn был выкуплен Microsoft по цене 196 долларов за акцию. Общая сумма сделки составила 26 миллиардов. Удастся ли теперь компании встать на ноги, пока не понятно.

Twitter

IPO этой компании осенью 2013 года стало одним из самых неоднозначных в отрасли. Twitter удалось привлечь 1,8 миллиарда долларов, подняв цену своих акций с 26 до 45 долларов за первый день торгов. Вскоре он смог добраться и до отметки в 70 долларов. Но к концу года Twitter практически вернулся к тому, с чего начал. А к осени 2015 года, находясь всё это время в коридоре 26-50 долларов, цена за одну его акцию и вовсе упала ниже 26, таким образом, опустившись ниже стартового ценника на IPO.

Яндекс

В России на IPO выходят, в основном, нефтяные компании и предприятия металлургической промышленности. Но есть несколько примеров и  в высокотехнологичном секторе. Наиболее примечательный из них - выход на биржу "Яндекса". И это редкий случай, когда отечественная компания в таком сегменте действительно показала результаты мирового уровня. Начав торги на американской NASDAQ в мае 2011 года, компания смогла привлечь на IPO 1,3 миллиарда долларов, в первый же день подняв цену одной акции с 20 до 25 долларов. 

После IPO дела у компании шли очень хорошо вплоть до 2014 года, когда капитализация достигла рекордных 14 миллиардов. Но потом, за 2014-2015 годы стоимость упала до 4 миллиардов. Впрочем, сейчас стоимость "Яндекса" вновь пошла вверх, и на данный момент составляет 5,7 миллиарда. И пусть эти результаты не такие впечатляющие, как у зарубежных высокотехнологичных компаний, для нашей страны и такие результаты выше всяческих похвал. 

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.