Большинство стран и индустрий плохо знает английский язык

Английский прочно закрепил за собой звание международного языка бизнеса, но далеко не все готовы принимать участие в этом разговоре на равных.

В истории человечества было несколько попыток назначить общий язык для коммуникации между странами, но без всяких дополнительных указов таким языком по факту стал английский. Исследования неоднократно показывали, что страны, в которых сильно владение английским, больше склонны к инновациям и имеют более сильные экономики. Бизнес, который может успешно коммуницировать на английском, может работать со значительно более широким кругом клиентов и партнеров. Назначение английского официальным корпоративным языком также позволяет компании работать с сотрудниками по всему миру и не ограничиваться локальным пулом талантов.

Все эти и многие другие плюсы английского языка, казалось бы, должны были сделать его общепринятой нормой для всех стран и индустрий, однако уровень знания английского в них оказался крайне неравномерным. К такому выводу пришли исследователи Education First, которые опросили 510 тысяч профессионалов в 16 крупных индустриях 40 различных стран. Авторы исследования рассказали Harvard Business Review о том, кто лучше всего знает английский в бизнесе и в мире, и как компании могут использовать знание английского как конкурентное преимущество.

К своему удивлению, авторы исследования обнаружили, что руководители компаний и отделов обычно знают английский хуже, чем менеджеры, которыми они руководят. Более того, во многих странах и индустриях даже младший персонал лучше может общаться по-английски, чем руководство. Ученые объясняют это разницей между поколениями, так как опытные руководители получали несколько другое образование, чем их подчиненные-миллениалы. Многие из опрошенных руководителей испытывали проблемы с тем чтобы читать доклады на английском языке, направлять англоговорящих сотрудников или участвовать в собраниях на английском.

Значительно различаются и степени владения английским языком внутри различных индустрий. Некоторое опасение вызывает то, что сравнительно плохо английский знают специалисты в индустриях, где от этого знания может зависеть жизнь людей: так, представители логистической индустрии и индустрии безопасности оказались в категории “очень низкого” знания английского, а представители авиационной индустрии получили просто “низкую” оценку от составителей исследования. Стабильно высокое знание английского оказалось лишь у представителей трех индустрий: консалтинга, инженерии и узкоспециализированных услуг.

Малые компании с продажами менее $10 миллиардов почти во всех случаях хуже говорили по-английски, чем их крупные конкуренты, а вот большие и средние компании продемонстрировали практически одинаковый уровень понимания языка. Авторы исследования объясняют это тем, что в крупных компаниях есть больше сотрудников, которым нужно работать исключительно на национальном уровне, а соответственно и не обязательно знать английский.

Многие профессионалы могли говорить по-английски во всех странах, участвовавших в исследовании, однако процент трудоспособного населения, знающего язык, значительно отличался от страны к стране. В среднем работники по всему миру знают английский на 52,56 баллов из 100 возможных по версии Education First. Нидерландам удалось заработать самую высокую национальную оценку — 73,83 балла. Хуже всего с заданиями EF справились иракцы — они получили 33,64 балла из 100 возможных. Россия показала себя несколько лучше и заслужила 49,6 баллов, однако все равно вошла в категорию с низким уровнем знания английского вместе с Перу, Мексикой и Турцией. Высокую планку вместе с Нидерландами заняли скандинавские страны, а также Португалия, Эстония, Аргентина, Малайзия, Польша и Филиппины.

Впрочем, особенных поводов для гордости в этом плане нет ни у одной страны, так как в среднем трудоспособное население не достигло “продвинутого” уровня знания английского ни в одной из них.

В целом низкий уровень знания английского по странам и индустриям открывает широкие возможности для получения конкурентного преимущества, которые компании по оценке EF не используют сегодня на полную. Компании, которые выйдут вперед по уровню английского откроют для своего бизнеса новую главу, однако неприятие языка начинается в самых верхних слоях руководства во многих из принявших участие в исследовании корпораций. Авторы исследования рекомендуют сделать обучение сотрудников, в том числе и руководящего уровня, приоритетной стратегической инвестицией в будущее компании. Для специалистов разных индустрий и разного уровня необходимо подбирать специальные курсы английского, которое не только повысят их знание английского языка, но и научат их языковой специфике их области. Исследователи EF также рекомендуют регулярно проводить тесты, проверяющие уровень знания английского в компании.


Что касается всего населения нашей страны (а не только профессионалов), то картина владения английским языком выглядит довольно удручающе. Вот карта, составленная блогером Александром Киреевым на базе данных переписи: 

Вообще, если вы являетесь продвинутым пользователем компьютера (а большинство людей не являются) и хорошо владеете английским - можете считать себя профессионалом, каких ещё поискать.