Операция "Национализация"

5 важнейших национализаций за последние 100 лет.

Украина национализировала самый скандальный банк страны - "Приватбанк". Сумма сделки, за которую государство приобрело его, составила всего 1 гривну (2,3 рубля). И это при том, что клиентом банка является примерно каждый третий украинец. Впрочем, событие это хоть и не рядовое, но вполне ожидаемое. Финансовые проблемы банка, принадлежавшего экс-губернатору Днепропетровской области миллиардеру Игорю Коломойскому, начались ещё до истории с Крымом. В связи с этим мы решили вспомнить, как и почему за последние 100 лет в разных странах проходила национализация, и к чему это привело.

Социалистическая Великобритания

Летом 1945 года в Великобритании прошли выборы в парламент, на которых партия консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем неожиданно потерпела поражение. А победили лейбористы, чей лидер Клемент Эттли стал новым премьер-министром. И хотя через 6 лет Черчилль вернулся на Даунинг-стрит, 10, а консерваторы вновь получили большинство, Эттли немало успел на своём посту. В частности, провел одну из самых масштабных национализаций в  ХХ веке. В рамках послевоенного восстановления страны государством были выкуплены предприятия, составлявшие почти 20% британской экономики. 

Под национализацию попали такие отрасли, как  угольная, сталелитейная и газовая. Кроме того под контроль государства перешли гражданская авиация и железные дороги, энергетика, коммунальное хозяйство и Банк Англии, выполнявший функции британского ЦБ, но до того момента находившийся в частных руках. Кроме того в этот период национализирована была система здравоохранения страны. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе популярности лейбористам эти меры не принесли, в истории они остались как крайне значительные. А Банк Англии оставался государственным аж до 1997 года.

Суэцкий кризис

Один из самых значимых рукотворных географических объектов всегда был в зоне особого внимания. Несмотря на то, что фактически им управляла Британия, он почти всегда был открыт для международного пользования. В конце XIX века даже была подписана международная конвенция, обеспечивавшая равный доступ стран к каналу. Но в 1956 году, в год, когда заканчивался очередной контракт на эксплуатацию канала британцами, президент Египта Гамаль Абдель Насер решил, что этот объект должен принадлежать только его стране и объявил о национализации. В ответ на защиту канала отправились британские, французские и израильские войска. Так начался так называемый Суэцкий кризис.

Помимо самого канала, согласно секретным севрским договоренностям, интересом союзников была аннексия всего региона в пользу Израиля. Однако, боевые действия, складывавшиеся для антиегипетской коалиции довольно успешно, вызвали недовольство многих стран, особенно, СССР и США. В результате конфликт был прекращен силами ООН, территориальная целостность всех участников сохранена, а каналу возвращен статус международного объекта.

Куба далеко

Август 1960 года начался для США не лучшим образом. Мало того, что коммунистическая партия под руководством Фиделя Кастро окончательно закрепилась на Кубе, она ещё и объявила о национализации ряда крупных американских компаний, работавших на острове. Под контроль государства перешли 21 сахарный и 3 нефтеперерабатывающих завода, а также телефонная компания. Но, как оказалось, это было только начало.

До конца года новые власти Кубы национализировали весь жилищный фонд, банки острова и ещё около 1000 фирм и предприятий, принадлежавших сторонником свергнутого диктатора Батисты и иностранцам. Общий убыток изгнанных с острова бизнесменов оценивался примерно в 1 миллиард долларов, что по тем временам было суммой астрономической. С тех пор Куба вполне успешно существует в формате социалистической страны, и даже распад Советского союза не помешал ей по сей день оставаться на этом пути. 

Народная нефть

Ещё одна латиноамериканская страна, которая избавилась от диктатуры в конце 50-х годов ХХ века, Венесуэла, тоже имеет свою историю национализации. Правда по совершенно иному сценарию. В начале 70-х из-за резкого скачка цен на нефть у страны вдруг выросли доходы. И в 1976 году президент Карлос Перес решил выжать из этого максимум, национализировав нефтедобывающую промышленность. Однако вместо ожидаемого экономического роста Венесуэлу ждало резкое падение. Увеличился только внешний долг.

Несмотря на все попытки в течение 20 лет выгоды извлечь из этой процедуры стране не удалось. В 1996 году президент Рафаэль Кальдера  даже вновь открыл отрасль для иностранных консорциумов. Но уже через 2 года власть в свои руки взял президент Уго Чавес, и всё изменилось. Закрутив гайки государственного контроля как никогда прежде, Чавес смог сделать средний доход на душу населения в стране самым высоким по Латинской Америке, а цены на топливо для граждан - самыми низкими в мире. Сегодня, хотя Чавес более трёх лет назад умер, нефть продолжает приносить Венесуэле 95% экспортного дохода и пополняет бюджет страны примерно наполовину. 

Ипотека по-американски

Самая свежая история национализации крупных компаний, как ни странно, в США. Речь о переходе под временное государственное управление двух крупнейших ипотечных корпораций США в связи с экономическим кризисом 2008 года. Компании Freddy Mac и Fannie Mae на двоих контролировали почти половину всего ипотечного рынка США, их суммарные активы превышали 5 триллионов долларов. 

И когда в 2008 году они начали "тонуть", федеральному агентству по жилищному финансированию оставалось только взять их под свою опеку, вложив в каждую компанию по 100 миллиардов долларов для восстановления их финансовой состоятельности. Эта беспрецедентная мера помогла сохранить всю систему на плаву, но вот обе компании от такой помощи потеряли более 80% своей стоимости. Впрочем, для них это, пожалуй, был наилучший выход.