На Новый год как на работу

Ведущий новогодних корпоративов рассказывает, как зарабатывать на праздниках.

Новый год уже давно ассоциируется у россиян не только с ёлкой и мандаринами, но и с корпоративами, которых одновременно ждут и боятся как сотрудники, так и руководители. Но есть люди, которые ждут декабря особенно, потому что это самый прибыльный для них месяц. Речь о праздничных ведущих. Мы узнали у одного из них о специфике этой работы.

Декабрь-кормилец

Крутой и востребованный ведущий практически никогда не остается без работы, даже в так называемые "мёртвые сезоны". Но для большинства ведущих декабрь действительно кормилец. За этот месяц можно заработать в несколько раз больше, чем обычно. К тому же, декабрь - отличное время искать новых клиентов, которые после хорошо проведенного мероприятия могут стать постоянными.

Поиск заказов - посредники

Есть несколько вариантов того, как искать заказы. Самый простой и комфортный - это работа через агентства. То есть, заказчик приходит не к ведущему, а в компанию, которая занимается организацией мероприятий, а те предоставляют на выбор ведущего из своей базы, в которой ведущий состоит. Тут самому ничего искать не надо, достаточно отзываться на звонок. Конечно, всё равно нужно будет лично встречаться с заказчиками, но именно сам поиск заказов не на ведущем. 

К тому же вся организационная часть с ведущего тоже снимается. Ему остается познакомиться с заказчиком, обговорить с ним детали и в день мероприятия приехать и провести его. Обратная сторона медали в том, что все финансовые взаимоотношения тоже на агентстве, а значит, что большая часть денег, заплаченных за ведущего, может осесть там. Например, если вы как заказчик в графе "стоимость ведущего" видите сумму 50 тысяч рублей, вполне возможно, что сам ведущий получит только 20, ещё 20 осядет в самой компании, а 10 получит конкретный менеджер, который занимался мероприятием.

Второй вариант - это работать на конкретное заведение. Тут, в принципе, похожая схема. Только привязка к конкретной площадке. Иногда ведущих сажают на "ставку", но это в основном касается не новогодних корпоративов, а работы на протяжение всего года. Подчас, кстати, бывает, что у компании есть какая-то своя основная площадка, которую они всем в первую очередь предлагают, и эти два варианта фактически превращаются в один.

Поиск заказов - всё сам

Ещё один, принципиально другой вариант, стал особенно популярным с развитием соцсетей. Это самостоятельный поиск заказов через размещение своей рекламы. Раньше это было сложнее, приходилось создавать сайт, по которому уже можно было очень многое сказать о качестве ведущего. Сейчас всё стало куда проще. У каждого мало-мальски серьёзно настроенного ведущего есть свой паблик "ВКонтакте" или страничка на фейсбуке. Они туда приглашают людей, репостят всё подряд. 

Кроме того, существуют, условно говоря, "биржи труда". Сейчас это в основном тоже паблики, где можно оставить пост о том, что вы ищете ведущего или работу ведущим. Но это обычно самый нижний уровень. Тут у сторон минимальная ответственность, поэтому многие предпочитают таким не промышлять. Да и на по-настоящему крутые мероприятия таким образом ведущих, конечно, никто искать не станет. Можно ещё просто всем друзьям и знакомым постоянно напоминать, что вы ведете корпоративы. Но это если есть надежный альтернативный заработок.

Что касается плюсов и минусов, то у самостоятельной работы они практически противоположны работе на агентство. Во-первых, ведущий получает всё, что платит заказчик. Договорились на 50, все деньги его. Но он сам за всё отвечает, а значит на нем звук, свет, часто фото и видеосъёмка. Это трудоёмкий процесс, и если с ним что-то пойдет не так, проблемы будут у него, зато на каждой из этих позиций можно неплохо заработать. Условно говоря, ведущий платит диджею с оборудованием 15 тысяч, а продает всё это заказчику за 25. Разница в 10 тысяч - его прибыль. С другой стороны, поскольку такие заказы в основном строятся на личных договорённостях, недовольные (или просто жадные) клиенты могут просто "кинуть". 

Ведущий - жертва

Опасность быть кинутым заказчиком - один из главных профессиональных рисков ведущего. Повторюсь, если речь идет о работе на агентство, то деньги платит оно, а значит ведущий своё получите в любом случае. Ну, разве что сам сорвет мероприятие, но это уже не совсем попадает под определение "кидалово". Опять же с постоянными клиентами такого почти не бывает. Ну, и испытанный способ избежать такого - брать 100% предоплату. Но многие клиенты, особенно которые видят ведущего впервые и договариваются с ним лично, могут на это не согласиться. 

Вообще, изначально злонамеренных клиентов не так много. Как правило, желание не заплатить или хотя бы не доплатить возникает из вполне искреннего недовольства тем, как работает ведущий. Причем, зачастую это совершенно не связано с качеством ведения. Просто у всех разные ожидания и разные представления о веселье. Поэтому очень важно всё подробно проговорить "на берегу". Например, есть компании, которые предпочитают на новый год играть в клубную версию "Что? Где? Когда?", а кому-то больше нравится без помощи рук карандашом в бутылку попадать. И вести это нужно, естественно, по-разному. 

Но бывают и вполне осознанно идущие на такое люди. Приведу пример. На заре своей карьеры ведущего я взял заказ через коллегу, которого встретил на одном из телекастингов. Ходить на такие кастинги - это не только шанс попасть в телик и накинуть себе 10 тысяч в ценник, но и социальная активность, общение с коллегами, тусовка, если хотите. Так вот, заказ был провести вечеринку в подмосковном клубе прямо в новогоднюю ночь. Не буду говорить, в каком именно, он давно закрылся, а о "мертвых" либо хорошо, либо никак. 

В рамках самого мероприятия я должен был только общаться с гостями и представлять выступавших, которых было не мало. Но в итоге никто из них не приехал и несколько часов я вынужден был развлекать гостей на пару с диджеем. И хотя проблемы у мероприятия были не из-за меня, а из-за организаторов, денег не доплатили мне. Во вполне традиционном стиле беседа со мной проходила в узком коридоре с бетонными стенами, а в качестве аргументов приводилось что-то типа "всё было не идеально", "я давно в этом бизнесе, я понимаю" и "мы же не совсем отказываемся платить". Это довольно стандартная схема, которой пользуются нечистые на руку организаторы, и к этому нужно быть готовым.

Телесные наказания

Бытует мнение, что ведущий запросто может быть бит гостями. На самом деле такие случаи довольно редки. Например, мне за 10 лет ведения мероприятий ни разу жертвой быть не доводилось. Агрессия бывала, но обычно удавалось всё на словах решить. Самый популярный "опасный момент" - это сильно пьяный мужчина лет 40, требующий поставить шансон. Они встречаются везде, от клубной вечеринки до корпоратива похоронного бюро. 

Включить такую музыку на мероприятии, естественно, можно далеко не всегда, а отказа такие люди не принимают. Но их обычно можно передать более трезвым и адекватным коллегам. Что касается драк, то люди частенько друг с другом отношения выясняют. И этого тоже надо стараться избегать всеми силами. Такая потасовка может испортить впечатление от мероприятия и лишить вас потенциальных чаевых, продления и клиента на будущее. Так что гостей нужно беречь пуще себя.

Сухие цифры

Один из самых популярных вопросов, касающихся ведущего - это сколько он стоит. И на этот вопрос нет однозначного ответа. Средней руки ведущий может стоить от 15 до 70 тысяч рублей. И тут достаточно факторов, от которых сумма может варьироваться. Уже упомянутая агентская надбавка, "декабрьский индекс" (некоторые ведущие поднимают цену перед новым годом), кроме того, хоть раз попав на ТВ, любой ведущий считает своим долгом поднять свой гонорар. В конце концов, нет никакого бюро оценки ведущего. Как правило, стоимость назначает он сам или агентство, и делается это, мягко говоря, навскидку.

Ещё один важный момент: ведущий не может работать на мероприятии один. Даже для самого малобюджетного мероприятия понадобится как минимум диджей и звуковое оборудование. И, обычно, у ведущего есть постоянно работающий с ним человек со своими пультом и колонками. Так что за счет этого стоимость также увеличивается. Не говоря уже о более продвинутых вещах, как свет, оформление зала, музыкальная группа, фото и видеосъёмка. 

Путь к славе

Большинство ведущих, по крайней мере среднего уровня, это бывшие или действующие КВНщики. Причем, в основном, не из телевизионной передачи, а уровнем ниже. Когда 5 лет учёбы в ВУЗе вы тратите  на написание шуток и игру на сцене, устроиться по специальности бывает не просто. Да и деньги от ведения выглядят намного проще работы с 9 до 5. Другой путь в ведущие - через профессию актёра. Как ни странно, меньше всего ведущих попадается с профильным образованием. Вести мероприятия учат во всяких институтах культуры. Но выходцы оттуда обычно на деле оказываются не слишком хороши. От них часто просто веет "совком", а на такое спрос не велик.

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.