Великий, шелковый, твой

Проект «Один пояс и один путь» пролегает близко к маршруту Великого шелкового пути и служит инструментом закрепления влияния Китая на многие десятилетия вперед.

В начале года в путь отправился первый грузовой поезд из Китая в Великобританию. Поезду предстоит регулярно преодолевать путь почти в 20 тысяч километров от индустриального города Иу на востоке Китая до Лондона. Это направление — одно из многих в рамках масштабного инфраструктурного проекта «Один пояс и один путь», который во многом повторяет маршрут Великого шелкового пути и может стать для Китая столь же важной экономической силой. 39 маршрутов должны связать 16 китайских и 15 европейских городов и охватить Центральную Азию, Иран, Турцию, Россию, Польшу и Испанию. The Conversation выясняет, какие надежды Китай связывает с новым Шелковым путем.

Несмотря на сохранившуюся в стране коммунистическую власть, на деле Китай в последние годы становится все более и более привержен капиталистическим ценностям. Новый Шелковый путь проекта «Один пояс и один путь» экспортирует китайские товары в Европу и привозит обратно в страну мясо из Германии, вино из Франции и древесину из России. Однако новые торговые пути служат далеко не только цели стимуляции торговли. Они помогают создать новое паназиатское сообщество и укрепить влияние Китая не только по всей континентальной Азии, но и в Европе.

Иллюстрация - BBC.

Что касается Азии, то Китай наращивает в регионе как экономическую, так и военную мощь. Южно-Китайское море лежит в центре нынешних амбиций страны, а формализовать отношения между государствами в этой зоне помогают такие проекты, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Пекин также готовит масштабное соглашение о свободной торговле с Австралией, Индией, Японией, Кореей и Новой Зеландией, чтобы протянуть поводья своей экономической власти и в Индийский океан. В 2015 году 44% всех зарубежных инженерных проектов Китая фокусировалось на территориях, которые охватывает новый Шелковый путь. В 2016 году таких проектов было уже 52%. С $4 триллионами финансирования, которые вложены в «Один пояс и один путь», Китай, без сомнения, сможет и дальше спокойно наращивать влияние в этом регионе.

Впрочем, китайские власти уверены, что благодаря проекту «Один пояс и один путь» выиграет не только сам Китай, но и все его близкие и дальние соседи. Официальный Пекин утверждает, что проект не таит в себе никакой дополнительной идеологической нагрузки и нацелен исключительно на увеличение общего благосостояния в регионе. На данном этапе инфраструктурные проекты, связанные с новым Шелковым путем и в самом деле оказываются обоюдовыгодными для всех участников: они используют сталь, бетон и другие инженерные продукты, которые в избытке есть в Китае, и в тоже время помогают развивать предпринимательство и создают рабочие места.

Политика Пекина последних лет учитывает то, насколько глубоко интересы других стран в регионе взаимосвязаны с интересами Китая. «Один пояс и один путь» способствует развитию инфраструктуры, разработке проектов по добыче природных ресурсов, поднимает уровень местной трудовой силы и создает новые торговые связи. Внутренние инвестиции помогают странам, которые участвуют в проекте, поддерживать стабильность: Китай знает об этом и предоставляет странам платформу для таких инвестиций.

Результатом такой работы в длительной перспективе может стать создание крупного азиатского супер-региона, который теоретически легко может обойти Евросоюз по размеру, экономическому потенциалу и влиянию. Уже за ближайшие 10 лет торговля по маршруту проекта «Один пояс и один путь» должна достигнуть оборота в $2,2 триллиона, что позволит ей значительно приблизиться к Евросоюзу, который обменивается товарами на сумму $3.1 триллиона.

Столь смелый и крупный проект, преследующий разнообразные цели в сфере инфраструктуры, экономики, политики и безопасности, свидетельствует о том, что Китай все более комфортно чувствует себя в роли лидера азиатского региона. Все усилия Пекина нацелены на то, чтобы укрепить военную и экономическую кооперацию в регионе, и расширить круги своего влияния по всем ключевым направлениям. Это дает Китаю влиятельный голос в мировой политике, к которому многие пока не хотят прислушиваться. Скоро у них может не остаться выбора.


Чтобы ежедневно получать популярные материалы нашего сайта, подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.