Инфраструктурная пирамида

Малые и средние города катастрофически не справляются с обязательствами, которые взяли на себя.

Малые и средние города по всему миру не слишком хорошо переживают пост-индустриальную эпоху. С тех пор как заводы и фабрики стали повсеместно закрываться, населенные пункты, которые не дотягивают до столичных высот, испытывают большие проблемы с трудоустройством, деньгами, а соответственно и с инфраструктурными задачами. Эта проблема ярко выражена в большинстве регионов России, но с похожими трудностями сталкиваются и города в более экономически благополучных странах.

Чарльз Марон и его коллеги из компании Urban3 были наняты, чтобы разобраться в денежных проблемах одного из таких населенных пунктов — города Лафейетт  в штате Луизиана. Это не крошечный, но и не особенно крупный город с населением 125 тысяч человек, развитой культурой и стабильно работающим бизнесом. Однако несмотря на это правление города столкнулось с тем, что ему катастрофически не хватает денег даже на выполнение базовых обязательств по инфраструктуре. Марон рассказал сайту Strong Towns, что выявило его расследование. Как оказалось, проблемы Лафайетта вполне симптоматичны для всех городов подобного рода по всему миру.

Чтобы понять, почему Лафайетту не хватает денег на то, чтобы вовремя выполнять ремонт и обновление инфраструктуры, команда Urban3 взялась за анализ массива данных, которые предоставило правительство города. Марон и другие эксперты провели детальный географический анализ  финансов города и распределили потоки доходов и расходов по трехмерной карте Лафайетта. Карта показывала, какие части города приносят больше денег, чем расходуют, а какие, наоборот, тратят больше, чем зарабатывают.

(Зеленые фрагменты карты обозначают места, которые зарабатывают больше денег, а красные - места с большими расходами. Чем выше столбец, тем больше доходы или расходы в этой части города)

Общая стоимость замены инфраструктуры города, которая должна происходить примерно раз в поколение, составила по расчетам команды Марона $32 миллиарда. Вся налоговая база города, то есть все частные средства, которые циркулировали по этой инфраструктуре, за тот же срок могли принести ему лишь $16 миллиардов в форме налогов. Средняя семья в Лафайетте платит городу $1,5 тысячи налогов в год, из которых 10% отправляется на ремонт и поддержку инфраструктуры. Однако чтобы покрыть реальные расходы города на базовую поддержку инфраструктуры, такой семье пришлось бы каждый год платить на $3,3 тысячи больше налогов. Если речь идет не только о поддержании инфраструктуры в минимально приемлемом состоянии, но и о некоторых улучшениях, то налог подскакивает до $9 тысяч в год.

Средняя семья в Лафайетте зарабатывает $41 тысячу в год. Чтобы просто сохранить городскую инфраструктуру, на которую они привыкли полагаться, жители должны будут отдавать один доллар из каждых пяти, которые они заработают. “Инфраструктура должна была работать на город, а в результате город работает на инфраструктуру”, - сетует Марон. Федеральные и правительственные программы, которые должны были стимулировать рост городов за счет строительством новой инфраструктуры, фактически оставили Лафайетт банкротом.

“Я называю это городской финансовой пирамидой”, - объясняет Марон. “Города получили возможность быстро вырасти благодаря государственным дотациям и частному капиталу и даже получили быструю прибыль за счет налогов на собственность и продажу, а также различных пошлин и взносов”. Однако после того как изначальный поток денег иссяк, город был по-прежнему вынужден платить огромные суммы за поддержание непомерно разросшейся инфраструктуры. “Это психологический эффект называется временной скидкой”, - отмечает Марон. “Люди склонные значительно больше ценить удовольствие и пользу, которые они получат сразу, нежели цену, которую за них предстоит заплатить в будущем”.

Дополнительные федеральные вливания могут помочь временно облегчить страдания таких городов как Лафайетт, однако по мнению Марона такие вливания станут лишь очередной некачественной инвестицией. “Даже если бы у правительства были деньги, чтобы помочь всем городам, было бы просто безумием тратить их настолько бездарно”, - уверен Марон. “Нам нужна новая модель роста и развития городов и начинать нужно с инвестиций с низким уровнем риска, которые принесут прибыль и помогут улучшить качество жизни в длительной перспективе”.