Хотели как лучше

Государственные системы автоматизации, в которых что-то пошло не так.

Единая Система Учёта Всего – это лошадка, которая обязательно рождается хромой на четыре ноги. К тому моменту, когда она пойдет хотя бы неспешным шагом, бизнесмены и/или потребители успевают потерять в деньгах, времени и нервных клетках, а также проделать массу ненужных и раздражающих действий. iBusiness.ru решил собрать «лучших» скакунов в одну конюшню и посмотреть, что же с ними было не так

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС)

Когда? Обязательное внедрение ЕГАИС началось в 2005 году.

Зачем? Единая система контроля за объёмом производства и оборота алкогольной продукции создавалась для поддержки соответствующего федерального закона. Она была призвана систематизировать рынок, дать о нём более точную статистику и защитить его от контрафактной продукции.

Что не так? В основе первой версии ЕГАИС лежало программное обеспечение, разработанное подведомственным ФСБ центром «Атлас». Из-за технических недоработок и законодательных пробелов систему сразу же начало «штормить», в результате чего и государство, и участники рынка понесли существенные финансовые потери. Настоящим фиаско обернулась попытка введения под контроль ЕГАИС парфюмерного рынка. Даже министр финансов Алексей Кудрин в своём докладе от 7 августа 2006 года признавал, что новая система фактически не работает. Создание в конце 2007 года нового ПО (на этот раз – специалистами Федеральной налоговой службы) существенно ситуацию не улучшило, и работа в ЕГАИС оставалась крайне трудной.

Чем закончилось? После перехода под контроль Росалкогольрегулирования в 2009 году система постепенно начала функционировать как надо.

Что делать? Посочувствовать игрокам алкогольного рынка, чьи потери от использования ЕГАИС составили, по меньшей мере, несколько сотен миллионов долларов. А после этого – приготовиться распространить свое сострадание на производителей сигарет. Если верить министру торговли, Минпромторг не прочь отдать оборот табачных изделий под контроль системы, «похожей на ЕГАИС». По подсчетам ассоциации «Табакпром», это увеличит финансовую нагрузку на отрасль в 19 раз. 

База паспортов ФМС

Когда? В марте 2014 года банкам вменили в обязанность проверять паспорта клиентов через базу ФМС практически при любой операции.

Зачем? Предполагалось, что это станет подспорьем в борьбе с мошенничеством. К нововведению положительно отнеслись как клиенты, так и сами банки.

Что не так? Дело в том, база оказалась неполной, да и сайт ФМС работал с перебоями. В результате сотрудники банков отказывали в обслуживании тем гражданам, чьи паспорта они не могли проверить на подлинность. Приблизительно 7-10% клиентов отправлялись домой, не получив желаемой услуги – будь то открытие вклада, получение кредита, обмен валюты или перевод (более чем на 15 тыс. рублей). Особенно жестоко это смотрелось в условиях начавшегося в стране кризиса.

Чем закончилось? Уже в январе 2015 года обязательная проверка была отменена, не продержавшись и года.

Что делать? Вздохнуть с облегчением.

Платёжная система «Мир»

Когда? Запущена в декабре 2015 года.

Зачем? Отечественная платёжная система под гордым названием «Мир» должна была стать конкурентом зарубежных Visa и MasterCard.

Что не так? Выпуск отечественной карты обходился банкам дороже иностранных аналогов, поэтому к участию в программе подключились немногие. Хотя на пресс-конференции по случаю запуска «Мира» были названы 7 организаций, где можно было заказать карту, в реальности только две из них готовы были сразу её выдать. Потратить деньги, находящиеся на ней, тоже было делом не из лёгких. Практически все терминалы оплаты и банкоматы оказались не готовы к появлению новой карты. Трудности возникли и с оплатой в интернете. Таким образом, иначе как провальным старт системы назвать нельзя.

Чем закончилось? Часть проблем на сегодняшний день решена. Так, карту «Мир» можно получить уже в 121 банке, принимают её в большинстве крупных магазинов и сетей. Однако о серьёзной конкуренции с Visa и MasterCard, ради которой всё и делалось, речи пока не идёт.

Что делать? Запастись попкорном и наблюдать, как национальную платёжную систему осваивают «народные массы» в лице бюджетников. Весной президент подписал закон, согласно которому с 1 июля 2017 года зарплаты государственных и муниципальных служащих, стипендии и пенсии должны перечисляться на карту «Мир». Те, кто уже получает выплаты на другие карты, обязаны перейти на «Мир» до 1 июля 2018 года. Пенсионерам нужно уложиться в срок до 1 июля 2020 года.

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Когда? Заработал 1 января 2017 года.

Зачем? Создание ЕГРН – это ключевая реформа в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)». Система ЕГРН должна была существенно упростить учетно-регистрационные процедуры и стать для пользователей единым окном, через которое можно заказать необходимые сведения о любом объекте недвижимости, поставить недвижимость на кадастровый учет, зарегистрировать первичное право и внести изменения в уже существующие сведения. 

Что не так? Согласно закону 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2017 года ЕГРН объединил в себе сведения Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Запуск прошёл со скрипом: фактически ЕГРН не работал до середины февраля. Недовольны были и частные лица, и представители бизнеса, в том числе банки, у которых начались сбои при выдаче ипотеки.

Главная проблема заключалась в том, что из-за недостоверности, несопоставимости или частичного несовпадения сведений, которые содержались в ГКН и ЕГРП, после их объединения часть характеристик объектов недвижимости была утеряна и не попала в ЕГРН. К тому же, сотрудники Росреестра не могли похвастаться виртуозным навыком работы с ЕГРН, так как процесс их обучения был совсем коротким. Свою роль сыграл и тот факт, что задача кадастрового учета перешла от сотрудников Государственной кадастровой палаты, большая часть которых – профессиональные инженеры, к регистраторам, имеющим преимущественно юридический бэкграунд и не обладающим тем же объемом технических знаний.

Чем закончилось? До финала истории пока далеко, зато уже можно подсчитать стоимость разработки: за 3 года на неё было потрачено почти 2 миллиарда рублей. ЕГРН постепенно выходит на расчётные мощности, но сбои и новые проблемы продолжают возникать. В Росреестре на все вопросы, связанные с непрекращающимися трудностями, говорят о сложности и масштабности проекта и неизбежных неполадках. Некоторые эксперты, в свою очередь, отмечают, что на полную мощность новая система заработает очень не скоро.

Что делать? Для физических лиц решение вопросов, связанных с жилой недвижимостью, действительно, упростилось и несколько ускорилось. Для предпринимателей, работающим с коммерческой недвижимостью, всё не так однозначно. Бизнесу придется запастись терпением, а для экономии времени и сокращения издержек переложить риски взаимодействия с хромающим ЕГРН на грамотных консультантов. Последним же надо будет проявить весь свой профессионализм и гибкость, чтобы в сложившейся ситуации получать необходимый результат и защитить бизнес от возможных убытков.