Shell приступил к масштабному демонтажу вышек Brent

Компания потратит около 10 лет и несколько миллиардов фунтов на вывод из эксплуатации вышек 1970-х годов.

После почти десятилетия напряженных переговоров и планирования, Shell наконец-то объявила о плане вывода из эксплуатации нефтяных вышек Brent в Северном море. Эти бурильные платформы, добывающие эталонную марку нефти, энергетический гигант Shell построил еще в 1970-х. Демонтаж вышек оказался тоже весьма непростой задачей — по разным расчетам на него у Shell уйдет около 10 лет. Guardian рассказывает об одном из главных событий нефтяной сферы в 21 веке.

Четыре вышки Shell в британском Северном море добывали в среднем около 10% от общего числа нефти в регионе. Три из четырех вышек уже прекратили функционировать, и этим летом Shell начнет масштабный проект по демонтажу бурильных платформ и всей окружающей их инфраструктуры. План, который Shell подал в Министерство предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании, обойдется компании в несколько миллиардов фунтов и займет у нее от 8 до 10 лет.

Однажды Shell уже пытался затопить нефтяное хранилище Brent Spar в Северном море в 1995 году, однако отказался от этого плана после резкой критики со стороны Greenpeace и бойкота топлива Shell в Германии. На разработку нынешнего плана у Shell ушло 10 лет, и один из ключевых участников команды по демонтажу вышек Brent Данкан Мэннинг уверен, что компания не повторит былых ошибок. “Мы усвоили все уроки Brent Spar и полностью учитываем изменившийся законодательный климат”, - объясняет Мэннинг.

Вышки и жилые помещения для работников, которые Shell предстоит убрать, находятся в неспокойных водах Северного моря более чем в 160 километрах от берега. Задача вывести из эксплуатации массивные бетонные конструкции в таких условиях будет уникальной по сложности и риску. В первую очередь Shell отправит в дело гигантское судно, которое попытается за один заход поднять накренившуюся платформу Delta весом в 24 тысячи тонн. Весь прошлый год команда строителей работала над укреплением платформы, чтобы она не развалилась в процессе подъема. Раньше нефтяные компании выводили вышки из эксплуатации по частям, так что Shell выступает в этом плане в роли первопроходца. 

Впрочем, многие из созданных людьми структур так навсегда и останутся в Северном море. Компания в данный момент отстаивает право на исключение в международных правилах, которые требуют, чтобы бывшее место бурения было полностью очищено. Shell утверждает, что платформы Brent были построены в спешке и изначально не предназначались для демонтажа. Самый безопасный вариант для экологии, по мнению компании, — оставить весящие 300 тысяч тонн бетонные основы вышек и торчащие из воды бетонные “ноги” на месте.

За свои старания по экологически безопасному выводу платформ Brent из эксплуатации Shell получит 70% налоговую скидку на стоимость демонтажа. Защитники компании подчеркивают, что за время работы платформы Brent принесли британской казне £20 миллиардов, а подобные крупные скидки на расчистку платформ не являются чем-то уникальным в нефтяной индустрии. Однако далеко не все британские налогоплательщики согласны с такой логикой. Аналитики Wood Mackenzie подсчитали, что расчистка платформ Shell обойдется британскому правительству в £24 миллиарда, то есть около 45% от общей стоимости демонтажа всех платформ в Северном море.

Голос протеста снова подали и экологи. Хотя в целом они соглашаются с тем, что некоторые части платформ лучше оставить там, где они находятся, они категорически не согласны с Shell в том, сколько именно конструкций останутся на месте. Среди прочего, “зеленых” активистов беспокоит то, что Shell планирует оставить в Северном море хранилища с нефтью и остатки от бурения. Хранилища представляют собой бетонные камеры толщиной в один метр, которые, по заявлению Shell, смогут безопасно хранить как нефть, так и остатки бурения. Однако экологи опасаются, что Shell лишь пытается временно замять проблему и сократить и так непомерно большую стоимость демонтажа, рискуя будущим экологической системы.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.