Аутентичность быстрого приготовления

Компании, которые массово возводят традиционные ирландские пабы по всему миру, разработали причудливую смесь массового производства и аутентичной культуры.

В какой бы точке мира вы не оказались сегодня, скорее всего вы сможете найти там ирландский паб. Эти всемирно любимые заведения с одинаковой старинно выглядящей мебелью, европейским шармом и фольклорной кельтской музыкой  сегодня приближаются по широте географического охвата к таким франшизам-гигантам как Starbucks и McDonalds, но у них нет громкого имени, которое было бы у всех на слуху. Тем не менее, за всеми подозрительно одинаковыми псевдо-винтажными пабами действительно кроется одна компания, своего рода Ikea для ирландских питейных — Irish Pub Company. Этот основанный в 1990 году бизнес распространил по миру более 500 “аутентичных” ирландских пабов и продолжает успешно скрывать от широкой публики массовость своего производства. Сегодня у IPC есть множество подражателей, но все они опираются на лекала, которые компания разработала в конце 80-х. Eater рассказывает историю тайной франшизы.

В конце 1970-х годов студент архитектуры Мел МакНалли вместе с однокурсниками решил провести подробный анализ дублинской архитектуры. Конечно, будучи юными ирландскими студентам, МакНалли с коллегами выбрали для своих исследований городские пабы. Несмотря на скепсис научного сообщества, исследование оказалось крайне успешным, и позже МакНалли продолжил его уже в масштабе всей Ирландии. Он создал исчерпывающий каталог дизайна, архитектуры и меблировки пабов по всей стране, который в 1990 году и лег в основу компании Irish Pub Company (IPC).

Амбиция IPC заключалась в том, чтобы продавать аутентичные ирландские пабы “быстрого приготовления”. Опираясь на данные МакНалли, компания начала продавать полные комплекты, необходимые для создания паба в ирландском стиле: все начиная от пола, потолка и окон, заканчивая светильниками, мебелью, вывесками и барной стойкой. Сначала IPC продавала эти комплекты местным бизнесменам, но вскоре у нее появились покупатели по всему миру. 

Сегодня IPC продает шесть разных готовых стилей ирландского паба, которые на первый взгляд мало отличаются друг от друга, но привносят разнообразие в мировую франшизу. На международный рынок IPC удалось выйти благодаря партнерству с другой ирландской иконой — пивоварней Guinness. Guinness стал сотрудничать с IPC практически сразу после запуска компании, так как модель идеального ирландского паба, созданная МакНалли нешуточно стимулировала продажи стаута. Guinness инвестировал в маркетинговые кампании IPC в Европе и выделял субсидии бизнесменам, которые открывали пабы из запчастей, предоставленных компанией МакНалли. Первые два ирландских паба IPC за пределами Британии были открыты в Берлине, а к 1996 году франшиза добралась уже до самой Джорджии.

Несмотря на стандартизацию и “фаст-фудовость” ирландских пабов IPC, компания благодаря МакНалли придерживается строгого свода правил, который позволяет сохранить аутентичность пабов, будь они возведены в Казахстане или в Швейцарии. МакНалли настаивает на том, чтобы все, что продает IPC, было полностью сделано в Ирландии и из ирландских материалов. Компания сотрудничает с локальными мастерскими и поставщиками дерева и, конечно же, по-прежнему опирается на классические приемы ирландского дизайна, которые МакНалли вывел в своем революционном исследовании. У IPC сегодня есть много конкурентов, но сам МакНалли признает таковыми лишь те компании, которые придерживаются столь же строгих правил по отношению к Ирландии, как и его детище.

Одной из главных угроз для традиционных устоев этой международной франшизы в последнее время стала еда. Ирландские пабы по всему миру, включая не только произведения IPC, но и таких конкурентов как ÓL Irish Pubs, сегодня практически всегда добавляют к своему названию слово “ресторан” и предлагают еду, которая совсем не соответствует строгим лекалам МакНалли и его коллег. Чтобы как-то компенсировать эту атаку современности и вытеснить хумус и веганские бургеры из меню, IPC начала сотрудничать с канадской компанией Ballance Hospitality, которая разрабатывает меню для ирландских пабов в более традиционном ирландском стиле.

Однако несмотря на небольшие уступки течению времени, большинство ирландских пабов на всех континентах остаются верны изначальным дублинским моделям МакНалли. В атмосфере и эстетике, которую они предлагают, есть что-то уникально привлекательное для людей всех культур и даже в таких безличных пространствах как аэропорты и моллы ирландский паб может сохранить толику аутентичной атмосферы. “Когда люди входят в ирландский паб, у них определенные ожидания, связанные с Ирландией и ирландской культурой”, - отмечает Джон Хеверин, основатель ÓL Irish Pubs, одного из главных конкурентов IPC. “Если статус Ирландии в мире резко не изменится в ближайшее время, я думаю с нашим бизнесом все будет в порядке”.