Победа для классиков

Вопреки всем технологическим трендам продажи бумажных книг продолжают расти, а электронные издания становятся все менее популярны.

Традиционные медиа сегодня переживают не лучшие времена: крупные компании отказываются от рекламы в них, их прибыли и доли рынка постоянно падают, а молодежь предпочитает альтернативные источники информации и развлечений. Парадоксальным образом эта ситуация полностью противоположна в мире, пожалуй, самого традиционного медиа из всех — книг. В прошлом году мы уже писали о том, что продажи бумажных изданий продолжают расти несмотря на то что общие продажи литературы падают, а электронные книги и вовсе потеряли 22% доли рынка. Судя по итоговым данным одного из самых активных книжных рынков в мире — Великобритании — за 2016 год, этот тренд продолжится и в 2017 году.

В 2011 году даже основатель Amazon Джефф Безос был удивлен, что клиенты компании скачали больше книг для устройства Kindle, чем купили физических копий. Однако как показывают цифры последних лет, электронные книги и в особенности специальные устройства для их чтения скорее были мимолетной модой, чем долгосрочным трендом. Так, в Британии за 2016 год продажи бумажных книг выросли на 4%, а продажи электронных книг упали на 4%. По данным исследовательской группы Nielsen, стремительно падает и популярность самих ридеров: в прошлом году люди все чаще предпочитали читать электронные книги со смартфонов и планшетов.

Представители книжного бизнеса уверены, что электронные издания попросту потеряли главное качество, за которое их выбирали потребители, — дешевизну. “Крупные издательства в последние годы повышали цены на свои электронные книги, и поэтому люди начали переходить обратно к печатной литературе”, - отмечает Майкл Тамблин, руководитель производителя ридеров и магазина электронных книг Kobo. “Раньше низкие цены больше всего привлекали людей к электронным книгам и позволяли им растянуть небольшой бюджет на литературу на большее количество изданий”.

Однако после того как электронные книги начали обретать популярность и спрос среди читателей, разница в цене между ними и бумажными изданиями стала резко сокращаться. Так, за 2016 год британцы в среднем стали платить за электронные книги на 7% больше (около £4 фунтов), а за бумажные — лишь на 3% больше (£7,42 фунта). По иронии, поспособствовал этому все тот же Джефф Безос и его вездесущая компания Amazon. Amazon контролирует до 90% книжного рынка в Великобритании, и в прошлом году компании удалось пересмотреть контрактные соглашения с большинством крупнейших издательств в стране. Теперь бумажную копию многих популярных книг на Amazon можно купить даже дешевле, чем версию для Kindle. 

Эксперты также отмечают, что многие жанры литературы по-прежнему лучше смотрятся в бумажном варианте, чем в цифровом. Среди прочего это касается кулинарных книг и гидо по здоровому образу жизни, которые доминировали список бестселлеров в прошлом году. Лучше всего в электронной форме продаются свежие романные блокбастеры, и в особенности фантастика для подростков. Однако по подсчетам Тамблина, объемы продаж цифровых книг остановились на отметке 25-30% доли рынка и вряд ли сильно будут расти дальше.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.