Apple превращается в Ikea

Новая ценовая политика Apple и большой масштаб производства делают многие из товаров компании одними из самых доступных на рынке. 

Продукция Apple занимает на рынке необычную нишу: с одной стороны, она явно принадлежит к предметам роскоши, с другой, обслуживает самого что ни на есть массового потребителя. Это может показаться странным в свете того, что продукция Apple стоит немалых денег, но компания добивается этого эффекта благодаря постоянному недооцениванию своих товаров. Еще 10 лет назад люди говорили о “налоге на Apple”, подразумевая, что компания накручивает цену на свои товары благодаря популярности бренда. Сегодня Apple придерживается прямо противоположной стратегии: компания пытается сделать роскошь максимально доступной и привлечь к своим товарам как можно более широкую аудиторию. Блог Above Avalon анализирует необычную ценовую стратегию компании.

Пожалуй, больше всего новая ценовая политика Apple бросается в глаза при справедливой оценке беспроводных наушников AirPods, которые прилагаются к новым смартфонам iPhone. Отдельно наушники продаются за $159, и таким образом становятся практически самыми дешевыми беспроводными наушниками на рынке. Несмотря на дешевизну, AirPods — это высококачественный товар, снабженный W1-чипами и многими дополнительными функциями, своего рода компьютер для ваших ушей. Если сравнивать AirPods с другими похожими наушниками на рынке, то их настоящая цена должна варьироваться где-то между $249 и $299. Вот и ближайший конкурент Apple в области смартфонов, Samsung, назначил за свои наушники Gear IconX более высокую цену в $199. Многим производителям уже пришлось снизить цену на свои наушники в связи с дешевизной AirPods, но даже после этой “скидки на Apple” AirPods остаются одним из самых доступных вариантов на рынке.

По той же ценовой траектории движутся и часы Apple Watch. В сентябре прошлого года Apple начала ставить в часы Apple Watch Series 1 улучшенный процессор из второй модели гаджета и вместо того чтобы повысить цену на улучшенный товар, наоборот уценила его еще на $30. За $269 Apple Watch Series 1 легко занимают место среди самых дешевых смарт-часов на рынке, да и Apple Watch Series 2 стоит не многим дороже — $349. Часы Apple стоят настолько дешево, что конкурировать по цене с фитнес-трекерами, которые при этом выполняют лишь малую долю функций смарт-часов. Когда за более функциональную модель от всемирно известного и по-прежнему модного производителя нужно доплатить лишь $70, многие потребители не поскупятся этой суммой. 

Аналитики Apple из Above Avalon приводят три теории о том, почему компании может быть выгодна такая политика:

1) Apple может рассматривать iPhone как центральный продукт и источник прибыли, а все остальные товары — лишь как дополнительные аксессуары к нему. Все другие гаджеты Apple лучше всего работают в паре с iPhone, и компания готова поступиться в их стоимости, чтобы сохранить лояльность потребителя к своему основному товару.

2) Есть вероятность, что Apple, как и Ikea, научилась настолько эффективно производить эти товары, что позволяет продавать их по значительно более низкой цене. Для компаний такого масштаба это вполне ожидаемый результат: чем больше становится объем производства, тем ниже его цена и выше продуктивность труда.

3) Apple также может использовать эту политику для того чтобы нарастить свою клиентскую базу. Компания сегодня настолько велика, что может позволить себе функционировать и для сегмента роскоши, и для сегмента массового потребления, выпуская различные товары для разной публики. Дорогостоящие товары помогают сохранить репутацию Apple как бренда роскоши, а агрессивно недооцененные гаджеты привлекают к этой категории роскоши все более широкую аудиторию.

Бренды в позиции Apple обычно стараются поддерживать высокие цены на свои товары, чтобы сохранить чувство эксклюзивности и роскоши. Однако очевидно, что Apple не хочет быть представленной только в люкс-сегменте носимых технологий, а хочет покрыть рынок полностью. Чем больше будут продажи Apple, тем больше компания сможет масштабировать свой производственный процесс, и таким образом получать товары по еще более низкой себестоимости. Вместо того чтобы глубже уходить в мир роскоши,  Apple похожей решила превратиться в Ikea от технологий.

Впрочем, для российских потребителей относительная дешевизна гаджетов Apple пока не ощутима - так, цена на iPhone 7 в России выше, чем в любой другой европейской стране.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.