Борьба с коррупцией по-корейски

Импичмент президента Южной Кореи и суд над вице-президентом Samsung показывают, насколько бизнес привык общаться с государством на языке коррупции. Этому пора измениться.

Импичмент президента Южной Кореи Пак Кын Хе стал одной из самых громких современных побед против коррупции в мире. Однако поскольку одним из главных грехов Пак на посту стали коррупционные отношения с крупными корейскими корпорациями, вместе с президентом пострадали и многие репутации брендов и даже сами бизнесмены. Одним из виновников со стороны бизнеса за взятки, растрату имущества и другие коррупционные нарушения стал Ли Джэён, миллиардер и вице-президент компании Samsung. Профессор бизнеса и юриспруденции Университета Восточного Лондона Костантино Гроссо считает, что в этом деле есть урок не только для борцов с коррупцией в других странах, но и для бизнеса, который ищет новых путей взаимоотношения с государством.

Прокуроры по делу Ли утверждают, что он “пожертвовал” более $36 миллионов организациям близких друзей и советников президента Пак Кын Хе. Ли рассчитывал, что в обмен на это правительство поддержит слияние, которое позволит Ли возглавить группу компаний Samsung. Один из близких советников президента Чхве Сун Силь обвиняется в том, что она манипулировала правительством Пак и призывала другие крупные компании также жертвовать миллионы для ее некоммерческих организаций и фондов.

Взаимоотношения бизнеса и государства по всему миру уже давно встали на путь коррупции. Тем не менее, это не обязательно должно быть так, уверен Гроссо. Он считает, что между бизнесом и государством могут сформироваться куда более здоровые и плодотворные для обеих сторон взаимоотношения. Однако для этого недостаточно арестовывать бизнесменов и политиков, попавшихся на очевидной коррупционной деятельности. В конце концов, во многих странах столь же успешно коррупция процветает и в полулегальной форме лобби. 

«Чтобы изменить то, как власти взаимодействуют с бизнесом, вовсе не обязательно ждать, пока кто-то из них попадет под уголовное преследование», — уверен Гроссо. “Вместо этого мы должны поменять отношение к коррупции в корпоративной культуре и подход корпораций к отношениям с государством”. Бизнес часто думает, что коррупция — самый быстрый и эффективный способ разрешить конфликтные вопросы с властями, но если требование к прозрачности будет существовать на изначальном уровне корпоративной культуры, то они будут чаще искать другие пути решать свои вопросы с государством. Это одновременно улучшит ситуацию как для самого бизнеса, ведь в результате этого ни одной компании не придется иметь дело с нечестной конкуренцией, и потребителям, так как коррупционная связь государства с бизнесом всегда приводит к экономическим последствиям. 

Еще один фактор, который толкает бизнес к коррупции, по мнению Гроссо, это структура корпораций. Многие компании сегодня устроены по военной модели, и эта строгая иерархия помогает поддерживать лояльность к компании среди работников, но не способствует индивидуализму. В такой культуре сотрудники пассивно принимают нарушения, которые происходят в компании.

Совсем недавно подобная ситуация вскрылась в компании Rolls Royce, которая выплатила штраф на сумму £671 миллионов за взятки. Расследование показало, что в компании существует строгая иерархическая система, которая покрывает взяточников, находящихся в верхних слоях менеджмента. Samsung очень похожая в этом отношении на Rolls Royce компания, но с корейской спецификой. Как во многих других компаниях в стране, контроль в Samsung принадлежит семейной династии, которая не владеет значительной частью компании, но при этом оказывают решающее давление на все вопросы внутри нее. Председатели совета директоров здесь становятся абсолютной властью в компании и назначают на большинство топовых постов своих родственников. Столь открытая семейная структура крупных компаний особенно ярко выражена в Южной Корее, но в той или иной форме присутствует в бизнесе в любой стране.

«Если мы действительно хотим бороться с коррупцией в бизнесе, мы должны не бояться изменить то, как устроена внутренняя структура компаний», — уверен Гроссо. «Эти изменения не уменьшат эффективность компаний, но помогут воспитать индивидуализм и стремление к прозрачности в их менеджерах».

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.