Малые огни большого города

Города по всему миру пытаются бороться с сетевыми магазинами, чтобы поддержать малый бизнес и сохранить оригинальную городскую атмосферу.

Чем больше бизнес, тем эффективнее он функционирует и тем быстрее растут его продажи. Однако государство всегда стремится поддерживать развитие малого бизнеса, так как он оздоравливает экономику, помогая снизить уровень безработицы и повысить деловую и потребительскую активность граждан. Беда многих современных мегаполисов заключается в том, что малый и крупный бизнес соревнуются в них за одни и те же локации. И малый бизнес с треском проигрывает эту битву практически всегда, когда его не поддерживает государство. Города, которые теряют малый бизнес, зачастую теряют и свое лицо, превращаясь в своеобразный большой торговый центр. The Guardian вспоминает, как разные города боролись с этой тенденцией и пытается понять, стоит ли мегаполисам ограничивать распространение сетевых магазинов и ресторанов.

Янг-стрит (по некоторым подсчетам самая длинная улица в мире) в далекие 1960-е была самой модной улицей в Торонто. Здесь играли свои первые концерты Нил Янг и Джони Митчелл. Сюда приезжал гостить Боб Дилан. Здесь открывались многочисленные бутики, битнические кафе, экстравагантные ночные клубы и странные маленькие магазины. Сегодня герои контркультуры не узнали бы свою любимую улицу: после того как власти начали бороться с богемой в начале XXI века, небольшие частные заведения постепенно уступили место сетевым магазинам, а здания стали больше похожи на однообразные стойки для огромных экранов с рекламой и гладких корпоративных лого. Музыкальный клуб Friar’s Tavern, который был эпицентром культурной жизни Торонто в 1960-е теперь превратился в одно из подразделений крупнейшей  канадской сети аптек.

Некоммерческая организация Yonge Business Improvement Area активно убеждает городскую администрацию, что ей пора начать бороться с засильем крупных корпораций в Торонто и дать дорогу малому бизнесу. “Для нас важнее всего понять — что нужно этому району, чего хотят его жители?”, - объясняет лидер организации Марк Гарнер. “Раньше Янг-стрит был прекрасным местом. Люди ходили в небольшие семейные магазины и общались с их владельцами”.

Торонто - не первый город, который задумался об ограничении сетевых бизнесов. Эта неоднозначная мера всегда вызывает в городах споры, а ее последствия в известных кейсах довольно неоднозначны. В 2015 году город Джерси-Сити в Нью-Джерси ввел правило согласно которому сетевые магазины должны составлять не более 30% от всех заведений на первых этажах в центре города. Практически одновременно похожее ограничение ввел и район Нью-Йорка Ист-Виллидж. Сан-Франциско, город, который в последние годы особенно сильно пострадал от джентрификации, ввел ограничения на то, что власти города назвали “ритейлом по формуле”. Под эту категорию попадали все компании, которые обладали более чем 10 одинаково выглядящими магазинами по всему миру. Каждый район города теперь самостоятельно может определять, какой процент стандартизированных заведений он хочет видеть на своих улицах. 

Работают ли эти меры? Район Сан-Франциско Хейс-Велли взялся за устранение сетевых магазинов особенно строго и полностью запретил их на своей территории. Вице-президент торговой палаты Ди Ди Воркман считает, что эта мера имела обратный эффект от того, что ожидали жители района. “Раньше здесь было много ритейла, который служил нуждам горожан”, - рассказывает она. “После запрета сетевых магазинов на их месте стали открываться в основном элитные бутики, которые продают дорогостоящую обувь и сумки”. Богатые жители района вряд ли многое потеряли от закрытия сетевых супермаркетов и дешевых аптек, а вот малоимущим горожанам, которые опирались в своих ежедневных покупках именно на такие бюджетные заведения, стало значительно тяжелее жить в районе.

В Великобритании законодатели пошли другим путем: лейбористы запретили не сами сетевые магазины, а крупные торговые пространства. Результат оказался не более эффективным, чем в Сан-Франциско — большой бизнес попросту начал открывать больше маленьких магазинов и таким образом отнимать у малого бизнеса еще больше пространства. Во Франции похожему закону удалось снизить площадь гипермаркетов на первых этажах городов — сегодня их в среднем по стране на 20% меньше, чем в Британии. Однако экономические доклады показывают, что выиграли от этого в основном уже устоявшиеся бренды, которые могли позволить себе содержать небольшие магазины в дорогостоящих городских районах.

Проблема этих мер заключается в том, что они не создают действенной стимуляции для малого бизнеса, а лишь ограничивают возможности распространения сетевых магазинов. При этом крупные бренды обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы обойти запреты или попросту продолжить развитие в другой точке мира. Городам, безусловно, стоит продолжать придумывать меры, которые помогают облагородить исторические районы и спасти их от полной стандартизации, но без более основательной и многосторонней поддержки малого бизнеса это практически невозможно.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.