Дальше за деньги

Сервисы, которые из бесплатных стали платными, и чем для них это закончилось.

Приложения "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Навигатор" станут платными для коммерческих пользователей, сообщает "КоммерсантЪ". Подготовка к переходу начнётся уже 1 мая сначала для "Навигатора", а затем и для "Карт". Основной мишенью такого способа монетизации своего продукта компанией "Яндекс" должны стать таксисты, курьеры и сотрудники компаний грузоперевозок. Однако некоторые эксперты указывают, что пользователи скорее перейдут на бесплатные аналоги, нежели согласятся платить. И, поскольку пока что-то сказать наверняка сложно, iBusiness решил посмотреть, как подобный переход от бесплатных к платным сервисам осуществлялся у других компаний. 

Google Maps API 

"Яндекс" не первым придумал делать бесплатный картографический сервис платным. В 2011 году та же мысль пришла в голову боссам "Google". И они сделали свой сервис платным для коммерческих сайтов с количеством обращений более 25 тысяч в день. За каждую дополнительную тысячу обращений взималась плата 4 доллара. В результате начался массовый переход пользователей на другие бесплатные аналоги. 

Среди отказавшихся от услуг Google Maps API оказались и "Apple", перешедшие на свой собственный картографический сервис. Уже меньше чем через год, лишившись многих покупателей, "Google" попытались остановить этот процесс, в 8 раз снизив стоимость услуги, а также внеся дополнительные бонусы для платных пользователей. Но вернуть потерянных клиентов это им так и не помогло. 

Одноклассники

Одной из самых провальных попыток подобного рода смело можно назвать платную регистрацию на портале "Одноклассники". На момент введения этой инициативы осенью 2008 года "Одноклассники" были крупнейшей социальной сетью в России, а уже летом 2010, когда платная регистрация была отменена, эту сеть обогнали "Вконтакте" и "Мой мир". Причём на момент введения оплаты, по словам руководства, её целью было даже не увеличение прибыли, а борьба со спамом. 

Сама сумма, необходимая для регистрации, составила всего около доллара. Серьёзные проблемы возникли только у пользователей из-за рубежа, которые не могли отправить необходимое сообщение на короткий номер. Впрочем, меньше чем через 2 года, почувствовав негативный эффект, "Одноклассники" нововведение отменили, а всем, кто уже потратился, предоставили месяц бесплатного доступа к некоторым платным сервисам. Но потерянного лидерства среди социальных сетей вернуть им уже так и не удалось. 

BlaBlaCar

Набравший в последнее время популярность и в нашей стране крупнейший мировой райдшеринговый оператор BlaBlaCar с осени прошлого года перестал быть бесплатным для пользователей, путешествующих по маршруту "Челябинск - Екатеринбург". В зависимости от продолжительности пути комиссия для пассажира может достигать 20% от стоимости поездки. Сделать услугу платной по всей России планируется уже в этом году. Дополнительные средства, полученные компанией, планируется направить на развитие бизнеса в России.

Стоит сказать, что таким образом этот сервис монетизирован во многих европейских странах, например, в Испании. Впрочем, в нашей стране, где платные услуги в принципе развиты слабее, чем в Европе, это может отпугнуть пользователей. Тем более, холдинг Mail.ru Group в феврале этого года уже запустил бесплатный сервис прямо конкурирующий с BlaBlaCar - BeepCar. Хотя до полноценного введения комиссии по всей территории России выводы делать сложно, определённый отток пользователей вполне может произойти.

YouTube

В октябре 2015 года в своём официальном блоге видеосервис YouTube объявил о появлении платной подписки, позволяющей обойти рекламу в видеороликах, а также дающей доступ к некоторому эксклюзивному контенту, предназначенному специально для подписчиков. А ещё за потраченные деньги пользователь может сохранять видео для последующего просмотра офлайн. Хотя как раз этим опытного пользователя точно не удивишь. Стоимость такой услуги составляет 9,99 долларов США. 

Правда воспользоваться ей могут пока далеко не все. Так, пользователям из России доступ к ней всё ещё не открыт. А есть он только у жителей Австралии, Республики Корея, Мексики, Новой Зеландии и, естественно, США. Во многом благодаря тому, что появление платных функций практически не ограничивает бесплатных пользователей, этот сервис был встречен достаточно тепло, и негатива к YouTube в целом не вызвал. 

Николай Ковпинец

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.