Царское это дело

4 цифровых реформы, которые провел бы Петр I, будь он гендиректором российской компании.

Если ваши бизнес-процессы до сих пор ходят в бородах и кафтанах, подают невразумительные челобитные и подворовывают из казны, значит пришло время генеральному директору надеть корону и заняться реформами. Точнее – приступить к цифровой трансформации, без которой компании не светят ни успешная торговля с партнерами, ни победоносная война с конкурентами. Вместе с КРОК мы выделили четыре направления преобразований, с которых стоит начать гендиру-реформатору.

1. Реформа управления: «Во всех действиях упреждать»

Существует ряд инструментов, которые помогают следить за отраслью, прогнозировать рынки и контролировать действия сотрудников. Технологии больших данных (BigData), бизнес-аналитики, системы прогнозирования спроса позволяют быстро принимать управленческие решения и могут принести экономический эффект в кратчайшие сроки. Без них приходится действовать интуитивно, что ведет к частым ошибкам. 

Так, специализированная аналитическая система Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) создает для руководителя отчеты с актуальной статистикой сбоев, информацией о состоянии оборудования, работе персонала, продажах и доходах. С их помощью можно оперативно контролировать ключевые операционные показатели и принимать обоснованные решения о развитии бизнеса – оптимизации расписания, тарифов, подготовке к внештатным ситуациям, взаимодействия с контрагентами. Ежедневно обрабатывается полезная информация по сотням тысяч проданных билетов и почти трем миллионам проходов через турникеты.

Другой показательный пример – система, применяемая одной из сетей гипермаркетов: она способна с 90-процентной точностью прогнозировать количество посетителей и давать рекомендации по числу необходимых касс на неделю и месяц вперед. В результате ритейлеры получают оптимизацию зарплатного фонда, упрощение работы с персоналом и управления магазином. В перспективе компания планирует использовать прогнозные данные для формирования целевых показателей по выручке (KPI магазинов).

А вот руководители Евразийского банка развития уже контролируют все KPI сотрудников и эффективность работы банка в целом с помощью BI-платформы, умеющей проводить анализ по 36 стратегическим картам показателей и оперативно выдавать достоверные отчеты.

Топ-менеджмент ассоциации компаний «Русский свет» также оценивает выполнение своей бизнес-стратегии по сбалансированным показателям, анализом которых занимается BSC-система (Balanced Score Сard). Она помогает, например, двигаться к повышению качества сервиса, так как отслеживает динамику притока клиентов и уровень их удовлетворенности, оценивая компетенции персонала и уровень сервиса конкурентов и пр. В будущем система позволит выявлять причины негативных или позитивных тенденций, фиксировать реакцию на те или иные изменения.

2. «Военная» реформа: «Мир – хорошо, однако при том дремать не надлежит»

Разным компаниям требуется разный уровень защиты: небольшому риэлторскому бюро достаточно установить антивирус, в то время как крупным компаниям требуются специально разработанные сложные защитные системы.

К примеру, в «Альфа-банке» (более 20 тыс. сотрудников), создан полный контур непрерывности бизнеса: построены основной и резервный ЦОДы, создан резервный процессинговый центр, а также внедрен план по восстановлению после аварии (DisasterRecoveryPlan, DRP).

В банках очень много критичных процессов, а утечка информации чревата не только имиджевыми, но и финансовыми потерями. Поэтому финансовые учреждения – одни из крупнейших потребителей решений по информационной безопасности. Крупные банки защищаются не только от утечек информации, но и от DDoS-атак, которые могут «завалить» каналы связи и вычислительные мощности процессингового центра. 

Системы защиты от DDoS – это, конечно, недешевое удовольствие. И защищаться необходимо так, что если все хакеры планеты решат одномоментно «напасть» на банк, то его системы должны сохранить работоспособность. Разумеется, генеральному директору бывает обидно, когда проходит год, крупных DDoS-атак не было, и вроде как миллионы рублей потрачены впустую. Однако если бы банк оказался не готов, и его б инфраструктура «легла», то убытки были бы колоссальными.

Экономика становится все более цифровой, и поэтому обороняться вынуждены не только финансовые организации, но и представители других отраслей – например, туроператоры и ритейлеры, для бизнеса которых «простой» интернет-сервисов – это серьезный удар. Так, чтобы не терять покупателей, сеть «Эльдорадо» подключила свой онлайн-магазин к системе фильтрации трафика. Только за один год это спасло его от 5 крупных DDoS и более 320 тысяч (!) хакерских атак.

3. Законодательная реформа: «Незнанием закона никто не отговаривайся»

Российское законодательство замысловато и непредсказуемо, особенно в области высоких технологий, где бизнесу регулярно приходится адаптироваться к новым юридическим нормам. Так, немало головной боли предпринимателям доставил ФЗ-242, запрещающий хранить персональные данные россиян за пределами территории России. 

Зарубежным компаниям также приходится соблюдать требования отечественного законодательства, если они не хотят терять российский сегмент бизнеса. 

К примеру, сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff из Австрии в Россию «перенесла» не только информацию о своих клиентах, но и вообще всю IT-инфраструктуру, то есть десятки систем – в том числе ERP, корпоративную почту, файловые ресурсы, внутренние порталы и кассы. Причем, они отказались от физической инфраструктуры и перенесли весь функционал в «облако». Как показала практика, это оказалось не только дешевле, но и надежнее.

4. Финансовая реформа: «С доходами поступать надлежит осторожно»

Снижение затрат – еще одна важная задача, стоящая перед генеральным директором. Строить свою IT-инфраструктуру или использовать «облачную», содержать собственную IT-службу или передать часть функционала на аутсорсинг, покупать компьютеры или организовать рабочие места, используя тонкие клиенты? Насколько высоки риски и насколько ощутима экономия?

Если в «сытые» времена гендиректор имеет возможность «раздуть» IT-отдел, предпочитая иметь «все свое», то кризис вынуждает все чаще обращаться к аутсорсингу, «облакам» и виртуальной инфраструктуре. Впрочем, сейчас привлечение провайдеров IT-услуг – это не столько экономия, сколько стремление к услугам более высокого качества.

Конечно, можно купить оборудование и создать несколько разнесенных дата-центров, имеющих максимально высокую защищенность, подписаться на «предельную» защиту от DDoS или построить несколько контакт-центров. Однако есть опасность, что расходы на IT пойдут в ущерб основным задачам бизнеса. 

Чтобы этого не произошло, многие компании используют возможности «облаков». Так поступил, в частности, банк «Юнистрим», переместивший в облачный сервис свою транзакционную систему. В результате она стала более гибкой и устойчивой к пиковым нагрузкам в моменты повышения спроса. При этом затраты на ИТ сократились, так как облачные ресурсы можно покупать строго в необходимых объемах и оплачивать по мере потребления.

Ещё один пример: Связь-Банку из-за растущей клиентской базы, увеличения количества филиалов и запуска новых интернет-услуг пришлось усиливать свою IT-инфраструктуру. К счастью, она была виртуальной, так что в итоге получилось увеличить производительность в два раза, а расширять дата-центр при этом не пришлось.


Конечно, реформы – дело непростое, требующее внимания, сил и инвестиций. Однако в рамках цифровой экономики другого выхода у бизнеса не остается: тут уж или трансформация, или поражение в конкурентной борьбе. Так что откладывать преобразования не стоит. Как говорил генеральный директор Российской империи Романов Пётр Алексеевич, «упущение времени смерти невозвратной подобно».