Позвони мне, позвони

Мы думали, что текстовое общение полностью заменит телефонные разговоры, но молодое поколение все чаще отдает предпочтение устной коммуникации.

Телефонный звонок как метод повседневного общения уже практически полностью списали со счетов. Чем более удобными становились способы текстовой связи и чем больше в мире становилось повзрослевших миллениалов, тем сильнее терял популярность телефонный звонок. Согласно статистике Gallup, лишь половина респондентов в возрасте от 18 до 29 лет и 41% респондентов в возрасте от 30 до 49 лет разговаривали по телефону за день до опроса. При этом текстовые сообщения отправляли 68% и 47% респондентов в этих возрастных категориях. Большинство молодых людей думает, что случилось что-то экстренное, если с ними пытаются выйти на связь по телефону. Однако ряд новых исследований показывает, что вскоре этот тренд может смениться на противоположный. Wired выясняет, будет ли снова нормальным разговаривать по телефону.

Исследователь Массачусетского технологического института и автор бестселлеров о коммуникации и технологиях Шерри Теркл уверена, что звонки на время вышли из моды, но скоро молодое поколение начнет скучать по ним. Теркл изучает то, как общаются между собой подростки и 20-летние и какое влияние общение в интернете оказывает на их психологию. Теркл провела интервью с сотнями молодых людей и уверена, что они начинают уставать от текстовой коммуникации. “Я увидела поколение, которое приняло текстовое общение как должное, но вскоре обнаружило, что это приводит к ухудшению качества их взаимоотношений с друзьями и семьей, – объясняет Теркл. – Молодое поколение готово снова звонить и разговаривать”.

Наблюдения Теркл подтверждает и исследование Калифорнийского университета. Психологи провели опрос среди его студентов, чтобы выяснить, какую степень близости они чувствуют, когда общаются при помощи тех или иных видов связи. Ближе всего к собеседнику молодые женщины чувствовали себя при личной беседе, на втором месте оказался видео-чат, а на третьем – казалось бы всеми забытый телефонный звонок. 

“Подавляющее большинство опрошенных нами женщин предпочитало личную коммуникацию, – объясняет один из авторов исследования Лорен Шерман. – Это, конечно, не напрямую связано с ростом популярности телефонных звонков, но показывает, что молодые люди начинают выбирать разные способы коммуникации для разных целей”. Авторы также считают, что дальнейшему росту популярности голосового общения будет способствовать распространение домашних помощников и мобильных ассистентов. Люди отдают голосовые команды Siri и Alexa, несмотря на то, что могли бы вводить их и “традиционным” текстовым способом, и вскоре могут также научиться использовать телефонные звонки для тех задач, которые проще объяснить словами. 

Для бизнеса возвращение моды на голосовые звонки и рост популярности видеочатов – это хорошие новости. Телефонные разговоры значительно лучше подходят для детального обсуждения и позволяют эффективнее вести многоуровневый диалог. “Текстовое сообщение эффективно, если вы, например, просто хотите сообщить, что опаздываете, – считает лингвист Джорджтаунского университета Дебора Таннен. – Но если вы хотите основательно обсудить что-то и прийти к соглашению, то текст вдруг начинает быть значительно менее эффективным и более трудозатратным”. Разговор по телефону или видео также позволяет увидеть значительно менее “отредактированную” версию собеседника. Над текстом он может долго работать, а в разговоре сразу говорит то, что у него на уме. Взаимное доверие, которое формирует телефонный разговор, опять же, весьма полезно для бизнеса.