Подводные друзья Оушена

Злоумышленники похитили 7 многотонных военных кораблей времен Второй мировой со дна Яванского моря. Никто не понимает, как им это удалось.

Гражданам стран развивающегося мира зачастую приходится идти на самые что ни на есть нестандартные формы заработка, чтобы прокормить семью. Недавно мы рассказывали о том, что пиратами в Сомали в основном становятся не закоренелые злодеи, а рыбаки, которых браконьеры лишили заработка. В азиатских морях есть не менее, а может быть даже и более выдающиеся преступные деятели, чем у берегов Сомали: они похищают с морского дна многотонные затонувшие боевые корабли времен Второй мировой войны. Журнал Outside рассказал, как ворам удается уводить огромные суда прямо из-под носа у международных команд по экскавации и делать из этого бизнес.

Впервые власти заподозрили что-то неладное в ноябре прошлого года. Группа индонезийских ныряльщиков должна была поднять ряд затонувших военных кораблей времен Второй мировой войны по заказу голландского правительства. Однако когда водолазы прибыли на место, их ожидал шокирующий сюрприз: многотонные суда пропали с морского дна. Погружение в этих водах чрезвычайно трудно и опасно, поэтому профессиональная команда, которая много месяцев готовилась к экспедиции, никак не ожидала, что кто-то сможет опередить их.

Тем не менее, результат работы бесстрашных злоумышленников был на лицо: они “эвакуировали” со дна крейсеры весом более 6 тысяч тонн, оставив на месте лишь якоря. Вскоре индонезийская команда и другие ныряльщики обнаружили, что в этой местности пропали три голландских крейсера, американская подводная лодка и три британских боевых корабля.

К сожалению, исторические корабли скорее всего похищает не эксцентричный коллекционер. Правоохранительные органы уверены, что военные суда пойдут на металлолом. Если современные корабли разработаны так, чтобы быть как можно легче и изящнее, то боевые корабли времен Второй мировой, напротив, были сделаны из максимально толстых слоев прочных материалов. Сталь, из которой они изготовлены, даже в неважном состоянии может стоить около $150 за тонну. Поднятый со дна боевой крейсер можно продать за $100 тысяч — деньги по меркам развитого мира небольшие, но для развивающихся стран — вполне достойный заработок. В разы больше можно получить за сталь кораблей, построенных до начала международных ядерных испытаний: этот металл практически не излучает радиации и поэтому особенно ценится в медицинском, энергетическом и военном производстве.

Впрочем, одной сталью добыча подводных воров не исчерпывается. Для создания винтов многих военных кораблей использовалась бронза, и за одну из таких тяжеловесных деталей ныряльщики могут получить около $500 тысяч на рынке металлолома. Совсем без коллекционеров дело тоже не обходится: многие из исторических деталей собирают приличные суммы на аукционах в интернете. За штурвал одного из крейсеров, к примеру, можно получить около $5 тысяч. 

Конечно, подобные операции проводились в этих и других морях неоднократно. Группы ныряльщиков разной степени оснащенности и подготовки обычно забирают с затонувших гигантов лишь часть материалов, чтобы незаметно увести их из-под носа у властей. Однако никогда раньше правоохранительные органы не сталкивались с полным исчезновением судов весом в несколько тысяч тонн. На месте 7 тяжеловесов Второй мировой войны в Яванском море не осталось не то что каркаса — злоумышленники увели все до последнего болта, и никто не знает, как им это удалось.

Эксперты убеждены, что для успешного осуществления такой операции ворам потребовалась бы огромная баржа и кран, присоединенный либо к индустриальному магниту, либо к клещевому захвату. Впрочем, ни один известный экспертам магнит или клешня не справился бы с целым кораблем, поэтому предварительно ныряльщикам пришлось бы использовать взрывчатку или подвесные стальные шары, чтобы разделить судно на части. Какую бы технику не применяли преступники, на всю операцию у них должно было уйти очень много времени, да и на месте в любом случае осталось бы немало мусора. Загадка о том, как неизвестным удалось проделать все это 7 раз, ни разу не быть замеченными и не оставить никаких следов, еще долго будет давать покоя международным правоохранительным органам.