Чтобы написать хит из топ-100, теперь нужно в среднем 4,5 автора.

Ни для кого не секрет, что многие популярные песни созданы не их исполнителями, а профессиональными композиторами и авторами стихов. До того, как первые места в чартах начали занимать сочинявшие сами для себя артисты вроде Боба Дилана и The Beatles, это воспринималось как должное: певцы — отдельно, авторы песен — отдельно. За многими шлягерами стоят дуэты сочинителей, один из которых брал на себя музыку, а другой концентрировался на словах. Однако сегодня для создания топовых хитов продюсеры и рекорд-лейблы все чаще обращаются к целым командам авторов. Это повторяет новый тренд Голливуда, согласно которому над самыми важными и дорогими фильмами года работают не отдельные сценаристы, а тщательно подобранные коллективы авторов, которые представляют интересы разных участников процесса.

Журнал Music Week решил проанализировать 100 самых популярных песен 2016 года, чтобы понять, сколько авторов теперь нужно, чтобы сочинить произведения, которые могут похвастаться высокими продажами. Оказалось, что для создания международного хита в среднем нужно 4,5 автора. Хиты из топ-30 отличает даже несколько большее количество авторов — в среднем 4,67 человека. Песен, написанных единственным автором, в топ-100 прошлого года оказалось лишь пять, причем одна из них была кавером на авторскую песню Трейси Чэпмен. Собственные шлягеры написали Кальвин Харрис, Майк Познер и фронтмен группы Twenty One Pilots.

Куда больше в чартах 2016 года оказалось хитов, которые написала целая армия композиторов и поэтов. 13% топовых прошлогодних песен было написано командами из более чем 8 авторов. Для создания трех из этих шедевров, включая новую песню DJ Snake и Джастина Бибера, рэп “Sucker For Pain” из саундтрека к “Отряду самоубийц” и песню Дрейка “Controlla”, потребовалась полноценная футбольная команда авторов — 11 человек. Мегахит 99 Souls “The Girl is Mine” и вовсе создали 12 различных композиторов.

Для музыки это не такие плохие новости, как кажется на первый взгляд. Дело не в том, что талантливых авторов стало меньше, просто сегодня вклад большего числа людей учитывается как авторский. Многие из исполнителей топ-100 используют сэмплы из других произведений, так что к авторам новой песни прибавляется и любая команда, которая была ответственна за первоисточник. В прошлом многие музыканты оставались в тени несмотря на то, что сочиняли важную часть новой песни (например, басовую партию), а сегодня их представители требуют адекватной компенсации и разделения авторских прав. 

Однако главная вина за увеличение числа авторов лежит на сверхуспешных композиторских командах, которые мастерски производят хиты для определенных исполнителей, целевых аудиторий, блокбастеров и рекламных роликов. Многие из них существуют как отдельный и очень успешный бизнес, у которого продюсеры и сами топовые исполнители заказывают готовые хиты, написанные специально “под них”. Иногда такие команды подбираются по голливудскому принципу: один популярный продюсер может написать общий бит, другого зовут, потому что он славится цепкими припевами, третий занимается обработкой вокала и так далее. Конечный результат содержит в себе мало признаков работы какого-то конкретного автора, но зато отлично вписывается в популярные форматы и приносит славу и деньги всему стоящему за ним коллективу. В производстве хитов для радио больше нет проволочек и неопределенностей, которые характерны, к примеру, для гигантов рока. Вдохновение не может одновременно покинуть всю группу из 12 человек.