Имперские амбиции

3 принципа директора по развитию, который хочет покорить рынок и создать бизнес-империю.

Занимаясь превращением Македонского царства в гигантскую транснациональную империю, знаменитый полководец успел как блеснуть стратегическим гением, так и совершить несколько серьезных ошибок. Вместе с КРОК мы изучили опыт Александра Великого и сформулировали три принципа, которые пригодятся директору по развитию, желающему вывести свою компанию на имперский уровень.

1. Ставьте амбициозные цели

После того, как царь древней Македонии Александр объединил под своим началом всю Элладу, он совершил поход на Персию, о котором всю жизнь мечтал его отец – царь Филипп. Завоевав Сирию, Финикию, Палестину, Карию и другие страны Ближнего Востока, Александр отправляется в Египет. Он становится царем Азии и в течение двух лет захватывает Согдеан и Бактрию, то есть современные Афганистан, Таджикистан и Узбекистан.

Активная рыночная экспансия – это всегда серьезный вызов. Быстрое развитие сети сбыта и сообщества партнеров, ввод в строй новых офисов, филиалов и торговых точек требуют одновременного решения как организационных, так и технических задач. Создание рабочих мест и обеспечение вычислительными мощностями, запуск контакт-центра и веб-портала, включение новых площадок в систему документооборота, цепочек поставок и внутренних коммуникаций – все это должно осуществляться максимально оперативно и качественно. 

Наилучший способ расширяться без ошибок и просчетов – использовать архитектуру единого информационного пространства, которое охватывает все текущие площадки и объекты компании. Тогда добавление новой территориально удаленной площадки не вызовет никаких трудностей. В основу архитектуры единого информационного пространства положены критичные для компании бизнес-процессы. Например, для Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) важна эффективность переговоров, которая зависит от скорости обмена данными и оперативности принятия решений. 

ЕЭК получила ИТ-инструмент для коммуникаций между сотрудниками – комплекс мультимедийных систем, который объединил залы заседаний, переговорные комнаты, пресс-центр и видеостудию, а также видеотерминалы в кабинетах руководства, расположенных в разных офисах. Сотрудники ЕЭК теперь используют видеоконференцсвязь по защищенным каналам, систему унифицированных коммуникаций и конгресс-системы, предназначенные для синхронного перевода, отображения информации и записи видеоконференций.

Самый простой способ ускорить открытие новых офисов или торговых точек – использование «облака». Например, один из ведущих ритейлеров РФ просто сообщает, когда и где он собирается запустить новый магазин. Вычислительная техника, настроенная на требуемые бизнес-процессы, доставляется в указанную на карте точку и там запускается. Компания экономит на логистике и интеграции, а готовность инфраструктуры больше не сдерживает ее рост.

2. Рассчитывайте свои силы

Александр покорил всю Сирию и Финикию, однако, перейдя реку Инд, истощенная армия великого завоевателя отказалась двигаться дальше. После триумфального десятилетнего продвижения вглубь Азии царю пришлось развернуть войска. Захват новых территорий был остановлен из-за недостатка ресурсов.

Сегодня «рассчитывать силы» компаниям помогают системы управления эффективностью (Business Perfomance Management, BPM), которые анализируют сквозные, то есть затрагивающие несколько подразделений, бизнес-процессы и делают их измеряемыми. BPM устраняет бумажную волокиту и дает возможность за один рабочий день разрешить любую проблему с затягиванием действий.

Если в основе бизнес-империи лежит проектная работа, то для ее успешного расширения критически важен детальный финансовый учет, а также сокращение издержек при планировании и реализации проектов. Использование системы управления проектами (Project and Portfolio Management), интегрированной с ключевыми информационными системами, как раз позволяет контролировать сроки, наличие необходимых ресурсов, загрузку специалистов. Вероятность серьезных сбоев при этом сводится к минимуму.

Радикально сэкономить ресурсы при запуске новых продуктов и услуг помогут облачные технологии. Так, банк «ЮНИСТРИМ» легко создал надежную и высокопроизводительную катастрофоустойчивую ИКТ-платформу в «облаке». Гарантированная доступность инфраструктуры не менее 99,982% дает банку возможность сосредоточиться на запуске новых услуг для клиентов. А торговый дом Hoff смог быстро перенести из Австрии в Россию всю свою инфраструктуру, включающую десятки систем: ERP, корпоративную почту, файловые ресурсы, внутренние порталы и кассы – как только это потребовалось в связи с изменением российского законодательства. Миграция в «облако» прошла быстро и безболезненно. 

Облачные технологии оказались отличным решением и для компании «Русагро», которая при переезде центрального офиса в новое здание столкнулась с неожиданной проблемой: выяснилось, что там не получится разместить все необходимые ИТ- и телеком-ресурсы. Чтобы оперативно решить вопрос, все ИТ-системы «Русагро» переместили в «облако», где они и остались, так как компания получила главное – бесперебойную работу инфраструктуры, возможность легко подстраивать ее под потребности растущего бизнеса, а сверх того – снижение затрат.

Для крупных территориально распределенных компаний техническая поддержка ИТ-систем зачастую оказывается настолько накладной, что аутсорсинг становится наилучшим вариантом. Так, «Бритиш Американ Тобакко Россия» избавилась от головной боли техподдержки на территории Российской Федерации и получила значительную экономию после того, как передала на аутсорсинг работу всех 22 сервисных линий во всех офисах, фабриках и отделениях. А крупная кондитерская компания перенесла в виртуальный дата-центр свои непрофильные бизнес-процессы, включая ERP- и HRM-системы, корпоративную почту на базе Lotus, каталог Active Directory. Таким образом предприятие сэкономило на закупке оборудования, содержании складов запчастей, оплате труда технического персонала – и вложило высвободившиеся средства в развитие производства.

О том, что миграция непрофильных активов в виртуальный дата-центр не так уж сложна, говорит опыт «Управляющей компании Таврос». Этому крупному агропромышленному предприятию из Башкортостана для переноса практически всей ИТ-инфраструктуры понадобилось всего пять дней. «Таврос» свел почти к нулю капитальные затраты, так как все вычислительные ресурсы, программное обеспечение, услуги по технической поддержке и резервному копированию данных компания получает по схеме ежемесячной оплаты.

3. Обеспечивайте эффективную работу сотрудников

Мудрость Александра Македонского заключалась в том, что он не стремился насаждать эллинскую культуру на захваченных территориях, нисколько не возражал против традиционных верований и порой оставлял наместниками прежних правителей. Такая политика гарантировала мир на покоренных территориях. А вот в отношении собственного войска он допускал серьезные просчеты. Чего стоит тяжелейший поход через пустыню во время завоевания Персии. Из 40 000 человек, двинувшихся за Александром по горячему песку, до финиша добрались только деморализованные и обессиленные 15 000.

Чтобы «войско» территориально распределенной компании оставалось бодрыми и боеспособными, директору по развитию стоит использовать современные ИТ-решения, улучшающие условия работы. Например, электронный документооборот устраняет проблемы с разницей во времени и упрощает делопроизводство. Так, в корпорации «Росатом» автоматизировано все управление организационно-распорядительной документацией и работа с договорами. В едином информационном пространстве находятся десятки тысяч сотрудников 1509 предприятий. А крупный российский банк использует систему бизнес-аналитики для оперативного изучения записей своего call-центра. С ее помощью банк выявляет наиболее существенные проблемы клиентов, расследует причины возникающих претензий, а также контролирует эффективность работы операторов. Система помогла снизить операционные расходы, сократить численность персонала call-центра и одновременно улучшить качество обслуживания. 

Радикально повысить эффективность взаимодействия сотрудников помогают системы унифицированных коммуникаций. При этом переход на IP-телефонию дает существенное сокращение расходов на связь и предоставляет целый спектр удобных дополнительных функций. Например, 250 офисов «Альфа Банка» по всей стране используют единый номерной план. Сотрудникам доступны голосовая и видеосвязь, а управлять инфраструктурой очень легко. Чтобы персонал работал еще эффективнее, банк внедрил систему оптимизации и диагностики трафика на каналах связи. Скорость передачи данных выросла в 3,5 раза – теперь даже онлайн-трансляции потокового видео происходят безо всяких помех. При этом нагрузка на каналы снизилась в два раза, что привело к сокращению операционных затрат на ИКТ-инфраструктуру.


Александр Македонский, по словам античного историка, «завладел всей землей, которую он видел» – и это при том, что самой продвинутой техникой его армии были катапульты. Директор по развитию, вооруженный – благодаря цифровой трансформации – современными ИТ-инструментами, сможет превзойти великого грека и построить империю без утомительных походов и неоправданных потерь.