И была у них курица с рисом

На китайском рынке все международные бренды фастфуда побеждает местная сеть, которая продает ровно одно блюдо.

В большинстве стран мира на рынке быстрого питания однозначную победу одерживают крупные международные игроки — McDonald’s, KFC и Subway. Удивительный пример того, как местный бизнес может бороться с гигантскими корпорациями, демонстрирует Китай, где национальные китайские заведения занимают 90% рынка, оставляя всем крупным западным франшизам вместе взятым жалкие 10%. Лапша, супы с клёцками или пельменями, рисовые блюда и блюда из курицы и утки привлекают китайцев куда больше, чем бургеры и картошка фри, а местные заведения кажутся им куда проще и понятнее, ведь зачастую в них продается одно единственное блюдо. Sixth Tone рассказывает, как китайским предпринимателям удается строить бизнес-империю на одном рецепте.

Среди китайских ресторанов, уверенно побеждающих западных конкурентов, есть одна особенно поразительная история успеха. Это сеть забегаловок Braised Chicken With Rice, название которой одновременно является единственным блюдом, которое подается в этом заведении — тушеная курица с рисом. У Braised Chicken With Rice сегодня в 10 раз больше точек в Китае, чем у мирового лидера по куриным блюдам KFC — всего 40 тысяч заведений в 329 городах. В 2015 году, согласно данным Alipay, сеть ресторанов обошла и всех местных конкурентов, став самой прибыльной в Китае. Количество заведений Braised Chicken With Rice теперь почти вдвое обходит ближайших местных конкурентов. Меню Braised Chicken With Rice после такого головокружительного успеха ничуть не изменилось и по-прежнему содержит лишь один пункт — золотистую курицу с красным соусом и небольшой плошкой риса. 

Тушеная курица — одно из самых популярных блюд в Китае среди людей всех возрастов. Его просто готовить, удобно есть в транспорте или на улице, она обладает достаточно нейтральным вкусом, чтобы как минимум не раздражать любого проголодавшегося покупателя. Именно поэтому основатели Braised Chicken With Rice решили не мудрствовать с меню и продавать одно блюдо, которое нравится в Китае практически всем. 

Франшиза так быстро распространилась по всему Китаю еще и потому, что открыть заведение под этой маркой сравнительно дешево — на это уйдет всего $14,5 тысяч, и возврат денег при этом будет практически гарантирован. Взрывной рост франшизы совпал с новой экономической политикой китайских властей. Их план заключался в том, чтобы создать как можно больше частных предприятий и хотя бы частично диверсифицировать экономику, в которой доминируют мануфактуры. В 2014 году в Китае открывалось 10 тысяч компаний в день, и рестораны Braised Chicken With Rice составляли немалую часть этих новых компаний.