Почему роботы не захватят сферу услуг

Иногда клиентам важнее индивидуальное отношение, чем скорость обслуживания.

Ibusiness не один раз писал про скорую роботизацию многих профессий. Сегодня мы расскажем о том, почему в сфере услуг роботы вряд ли в ближайшее время заменят людей. 

Так, огромная популярность сайта Etsy связана с тем, что он специализируется на продаже вещей, изготовленных небольшими партиями и вручную (правда, сейчас компания пытается перепридумать свою миссию). Все большую популярность набирают рестораны с так называемой органической едой, приготовленной с использованием ингредиентов, выращенных на небольших фермах. Растет и количество крафтовых пивоварен (по данным «Коммерсанта», в России их количество с 2010 года выросло в 7,5 раза) и винных производств, где «персональное внимание» к своему продукту – одна из главных «фишек». То есть, многие компании используют отсутствие автоматизации у себя на производстве как большой плюс, а их клиенты ценят «личные» отношения с производителями товара, который они покупают.  

Vox приводит в пример сеть кофеен Starbucks, баристам которой в 2012 году запретили делать несколько напитков одновременно, так как пользователи жаловались на то, что процесс приготовления кофе в компании превратился в конвейерное производство. Сотрудники кофеен компании жаловались на то, что решение руководства увеличило время на приготовления одного напитка в два раза и привело к увеличению очередей. Но менеджмент Starbucks смотрел шире, чем остальные сотрудники компании, пишет Vox. Они поняли, что клиенты приходят в заведение не просто чтобы выпить кофе, так как есть много кофеен, где это можно сделать быстрее и дешевле. Люди приходят в Starbucks, потому что им нравится атмосфера, им нравится думать, что бариста уделил свое внимание персонально им при приготовлении напитка.

  

И Starbucks – не самый показательный пример. Настоящие снобы отказываются пить «жижу» из Starbucks и предпочитают небольшие кофейни, которые варят напиток из экзотических сортов кофе, причем время приготовления в таких заведения значительно дольше, чем в том же Starbucks, а цены выше. Тем не менее, люди готовы платить больше за «правильно» приготовленный кофе, даже несмотря на то, что современные кофемашины становятся все более продвинутыми.  

По прогнозу американского Минтруда, в период с 2014 по 2024 годы с наибольшей скоростью будет прирастать количество сотрудников в сферах терапии и опекунства. Это связано в том числе со стареющим населением, но не только. Значительный прирост прогнозируется и среди медсестер-акушерок, а также генетических консультантов.  

В теории, все эти профессии можно было ба автоматизировать, пишет Vox. Например, терапевт мог бы не приходить к вам домой, выслав вместо этого видео с инструкцией. Или на сайте можно было бы разместить анкету по результатам которой программа советовала бы необходимые упражнения. Если и этого недостаточно, то консультацию с терапевтом можно провести с помощью Skype. Тем не менее, все эти варианты не смогут заменить встречу с доктором «лицом к лицу», когда вы понимаете, что все внимание специалиста сконцентрировано на вас. Терапия проведённая роботом или приложением – то же самое, что кофе приготовленное кофемашиной, а не баристой.



Еще одним примером профессиональной области, где роботизация является скорее отрицательным, чем положительным явлением – образование. Сегодня многие восхищаются открытыми онйлайн-курсами или обучающими интернет-платформами и для тех, у кого нет возможности получить традиционное образование, такие продукты безусловно важны. Но вряд ли онлайн-образование сможет когда-нибудь заменить обучение в традиционных институтах и колледжах. Видео на YouTube никогда не заменит участие в лекциях и семинарах, к тому же нельзя исключать и социальный аспект обучения в университете.  

С течением времени автоматизация позволяет людям все больше оптимизировать производство и делать свою работу все эффективнее. Но когда речь заходит о сфере услуг, взаимодействие с людьми становится важным положительным фактором.