Продолжительность жизни растет, но не все cмогут себе это позволить

Почему многим придется забыть про пенсию и получить дополнительное образование.

Многие миллениалы беспокоятся о том, что не смогут выйти на пенсию — в России, например, около 61% людей, родившихся в 1985–1999 годах, боятся, что не успеют накопить на старость. По миру этот показатель составляет 55%. Но как объясняет автор издания Quartz, хорошие новости заключаются в том, что люди могут приспособиться к более продолжительным карьерам, и у этого есть свои плюсы.

На протяжении второй половины 20-го века большинство представителей среднего класса в США рассчитывали выйти на пенсию в 65 лет. После этого американцы проводили около 10-15 лет путешествуя, отдыхая с внуками или просто играя в гольф. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни заметно выросла. Это прекрасно — вот только у многих просто нет сбережений, достаточных для того, чтобы отдыхать столько времени.

Это особенно характерно для миллениалов. Многие начали работать во время мирового кризиса, и их финансовые перспективы из-за этого заметно пострадали. Многие начали профессиональный путь с огромных кредитов на образование. Поэтому даже те, кто откладывает деньги на старость, скорее всего будет вынужден продолжать работать после 60 лет.

В России средняя продолжительность жизни почти на 10 лет короче, чем в США. Тем не менее, примерно каждый третий россиянин продолжает работать после достижения пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

С учетом всего этого, говорится в заметке Quartz, стоит задаться вопросом: как мы можем повлиять на то, как выглядит профессиональная жизнь для пожилых людей?



Для начала, нам стоит признать преимущества более длинной карьеры. Дело даже не в том, что это хороший способ улучшить свое финансовое положение. Продолжая работать, люди получают дополнительный смысл в жизни и возможность оставаться социально активными. Исследования показывают, что те, кто продолжают работать в старости, еще и болеют реже. Если следовать этой логике, то работая в старости мы сможем снизить расходы экономики на здравоохранение и социальные службы. Кроме того, увеличение численности трудоспособного населения приведет к росту налоговых поступлений.

Однако все позитивные эффекты будут возможны только в том случае, если мы сможем изменить ситуацию на рынке труда. Во-первых, компаниям необходимо научить своих сотрудников уважать и эффективно работать друг с другом несмотря на разницу в возрасте. Многие компании уже начинают осознавать преимущества коллективов, свободных от возрастных предрассудков.

Для этого так же понадобится переоборудовать рабочие места в соответствии с потребностями пожилых сотрудников. BMW, к примеру, недавно запустила пилотный проект конвейеров, на которых будут работать сотрудники «в возрасте». Для этого компания изменила почти всё оборудование и инвентарь, от кресел и пола до обуви и верстаков — лишь бы снизить физическую нагрузку на рабочих. Эти изменения обошлись в 40 тысяч евро, но уже привели к увеличению производительности на 7% и снижению числа прогулов.

Кроме того, компании должны предоставлять своим сотрудникам дополнительное обучение вне зависимости от их возраста: новые знания и навыки нужны не только молодым работникам. Благодаря этому люди смогут двигаться «в ногу со временем» и понимать, как меняется их профессиональная отрасль. Экономный способ решения этой проблемы — онлайн-курсы, вроде Cousera и edX. Однако помимо этого можно так же организовывать программы «взаимного» наставничества, в которых представители разных поколений могут делиться опытом и знаниями друг с другом.



Кроме того, пожилым работникам также можно помочь, предоставив им гибкий рабочий график. В Сингапуре, к примеру, действует специальная государственная программа, обеспечивающая престарелых сотрудников адекватными условиями труда и соответствующей зарплатой. Работодатели обязаны заключать контракты с сотрудниками в возрасте 62-65 лет сроком на один год. Также поощряется найм работников в возрасте вплоть до 67 лет — государство компенсирует компаниям до 3% зарплаты всех сотрудников старше 65 лет. При таком подходе учитываются интересы как пожилых людей, так и компаний, заинтересованных в здоровых и компетентных кадрах.

Полностью повторить такую модель в других странах вряд ли получится. Но успех сингапурской программы показывает, что и другие государства могут предпринять меры для того, чтобы пожилым людям нашлось место на рынке труда.

К примеру, совсем недавно в Северном совете (организация, объединяющая представителей власти различных скандинавских государств и других северных стран) было высказано достаточно радикальное предложение — ввести обязательные образовательные программы для пожилых людей. С такой идеей выступил 73-летний Поль Нильсон, представитель датского правительства в Северном совете:

«Для высокообразованных людей это вряд ли станет большой проблемой. Однако из-за растущего пенсионного возраста проблема возникает у многих 60-65-летних граждан, которым придется оставаться на рынке труда еще 5-10 лет. У них должна быть возможность полностью освежить свои знания и получить новые навыки. Фактически, речь идет о том, чтобы поднять обязательное образование на новый уровень».



Как объясняет автор Quartz, в будущем этот тренд будет набирать обороты — по вынужденным обстоятельствам. К тому времени, как миллениалы достигнут пенсионного возраста, многие необходимые изменения уже должны будут произойти.

Технология так же повлияет на эти процессы. Беспилотные машины упростят передвижение для тех, кому сложно водить или у кого нет возможности пользоваться общественным транспортом. Благодаря интернету и сервисам видеотелефонии удаленная работа станет намного более удобным форматом занятости.

Многие могут расстроиться: ОК, работать станет удобнее, появится новая инфраструктура, но это что, значит, что я должен буду всю жизнь оставаться в продажах или бухгалтерии? Но тут важно заметить, что тот факт, что мы будем работать больше, еще не значит, что нам нужно будет до самой смерти оставаться верными своей профессии. Наоборот, зная, что у нас еще есть время, мы можем намного свободнее менять сферу работы.

Все мы хотим жить здоровой жизнью и видеть в ней смысл и цель. Работа — не единственный способ добиться этого. Но поскольку многим все равно придется продолжать работать, то мы должны понять, как можно найти преимущества в сложившейся ситуации.