Американский видеосервис Netflix впервые приобрел права на показ отечественного телесериала.

Первый сезон российского сериала "Мажор", выходивший на Первом канале в 2014 году, скоро смогут посмотреть пользователи Netflix по всему миру. До этого единственным контентом из нашей страны, который этот сервис распространял, был мультфильм "Маша и Медведь". Но интерес к производимой на постсоветском пространстве игровой телепродукции американская компания проявляет не впервые. Так, меньше месяца назад Netflix купил права на показ украинского комедийного сериала "Слуга народа".

Почему из всего разнообразия отечественного телевизионного контента американскую компанию заинтересовало именно произведение о представителе "золотой молодежи", которого отец, чтобы научить жизни, лишает содержания и отправляет работать в обычный отдел полиции - неизвестно. Но уже до конца осени они обещают разместить у себя под названием "Silver spoon" ("Серебряная ложка"), что является расхожим английским выражением как раз о детях богатых родителей.

Диски - почтой

Компания Netflix появилась ещё в прошлом веке (ух, как звучит!), а именно в 1997 году. Тогда небольшая фирма занималась прокатом DVD на территории США, высылая заказанные диски по почте. Но уже в 1999 году, здраво оценив конъюнктуру рынка, руководство открывает ещё одно направление, предоставление видео по запросу через интернет, которое постепенно становится всё более значимым. В 2002 году Netflix вышла на IPO, сумев тем самым привлечь более 80 миллионов долларов. В начале 2003 аудитория компании достигла миллиона человек. И, наконец, в 2007 году Netflix впервые начала передавать потоковое видео, что закрепило за ней ведущую роль на рынке.

Сегодня Netflix это компания с капитализацией около 50 миллиардов долларов, оборотом более 5,5 миллиардов и чистой прибылью более 200 миллионов в год. Она производит собственный контент и заключает эксклюзивные контракты с другими студиями. Количество пользователей сервиса стремительно приближается к 70 миллионам, а охват давно уже не ограничивается территорией Соединенных штатов. Netflix уже давно плавно прибирал к рукам всё новые регионы. Но в январе этого года совершил неожиданный рывок, в результате которого сервис стал доступен практически на всей планете (за исключением Китая, КНДР, Сирии и Крыма). В рамках такой экспансии появился интерес к более широкому спектру контента, в том числе, и российскому.

Были прецеденты

Но и нам нечего прибедняться, «Мажор» далеко не первый отечественный сериал, который увидит западный зритель (просто раньше это как-то более аналогово происходило). Так, например, сериал «Достоевский» Владимира Хотиненко показывали в Германии и Франции, «Идиот» (уже по Достоевскому, а не про него) Владимира Бортко транслировали в Финляндии, Словении, Польше, Болгарии, Венгрии и Китае. В других странах покупают права на показ и более неожиданных сериалов - например «Кармелиты» и «Кадетов».

Но есть у российского телецеха и вовсе поводы для гордости. Отечественные сериалы «Кухня», «Небесный суд» и «Моими глазами» по зарубежному ТВ не просто покажут, а адаптируют и переснимут. Причем не где-нибудь, а в самих США. Так что не всё России-матушке за Голливудом сюжеты донашивать, и наоборот бывает.

Но всё-таки появление в Netflix первого отечественного сериала, это событие особенное. Тут речь не о качестве контента, не о его интересности, а о способности быть частью мировой индустрии, работать не только для себя и быть понятным не только своей аудитории. И такое признание для нас, особенно в свете трудных отношений с Западом во многих других сферах жизни, дорогого стоит.