Звездные войны миллиардеров

Если человечество рассчитывает жить на других планетах, положиться ему придется на богатейших землян.

В 20 веке гонка за новыми космическими достижениями была предметом гордости целых государств. В 21 веке по мере того как финансирование государственных космических программ тает на глазах, за дело взялись миллиардеры. Для них покорение космоса по удивительному стечению обстоятельств стало таким же напряженным и личным соревнованием, как в свое время для США и СССР. The Week рассказывает как Илон Маск и Джефф Безос планируют отправить человека в космическую эпоху и выясняет, почему эта задача упала именно на их богатые плечи.

По сути, Маск и Безос просто заполняют вакуум, который возник в связи со снижением финансирования одного из двух главных игроков космической гонки. На пике звездных войн в 1966 году бюджет NASA составлял рекордные 4,4% от общего федерального бюджета США. Сегодня эта цифра составляет лишь жалкие 0,5%. Вслед за финансированием снизились и амбиции космического агентства. Основатель Amazon Джефф Безос и CEO Tesla Илон Маск взялись за дело и начали инвестировать сотни миллионов долларов в компании, разрабатывающие новые технологии для покорения космоса.

Соперничество между двумя миллиардерами наметилось не менее напряженное, чем между сверхдержавами 20 века. И если с реальными космическими достижениями у обоих дела пока обстоят довольно скромно, планы у миллиардеров один амбициозней другого. Безос планирует обеспечить в космосе и на других планетах условия для работы и жизни миллионов людей, и отправить первых космических туристов на орбиту уже в 2018 году. Стартап Маска SpaceX уже научился перевозить груз на МКС и обратно, но мечтает Илон на самом деле о Марсе, а именно о высадке на него людей в 2025 году. В длительной перспективе Маск планирует создать “самостоятельно функционирующий город, который позволит людям полноценно жить на двух планетах”.

В прошлом году и Безосу, и Маску удалось сделать важный шаг вперед к новой космической эпохе: оба миллиардера запустили контролируемые компьютером ракеты и успешно приземлили их обратно на землю (этого никогда не удавалось сделать даже NASA). Если им удастся повторять этот трюк регулярно, ракеты стоимостью в $90 миллионов можно будет использовать повторно, и таким образом сделать полеты куда более доступными. Впрочем, с тех пор одна из новых ракет Маска уже обрушилась вместе со спутником Facebook стоимостью $200 миллионов на борту, так что поработать над техникой миллиардерам еще придется.

Как ошибки, так и достижения только дополнительно накаляют противостояние между двумя харизматичными бизнесменами, которые зачастую не стесняются троллить друг друга в Твиттере. Более того, первый твит, который Джефф Безос оставил в своем микроблоге как раз был посвящен Маску. После того как Безосу успешно удалось приземлить ракету после запуска, он ехидно написал “Использованная ракета — редчайшее из животных”. Маск в свою очередь ответил, что зверь “не такой уж и редкий”, намекая на успешное приземление ракеты SpaceX.

По мнению бывшего астронавта NASA Джеффри Хоффмана, Маск на данный момент “безоговорочно побеждает в гонке разработки частных ракет”. Ракеты Маска SpaceX регулярно достигают орбитального космоса, а вот Безос пока не преодолел этого барьера, который требует куда более мощных и утонченных машин. К концу 2016 года Маск планирует обнародовать Falcon Heavy — свою крупнейшую ракету на данный момент, которая в теории будет запускать капсулы на Марс. Безос изо всех сил старается не отставать: летом 2016 года фабрика его космического стартапа Blue Origin во Флориде била все рекорды космического производства. Цель Безоса не просто поселить людей на Марс, а перенести туда тяжелое индустриальное производство, которое загрязняет атмосферу Земли и приводит к глобальному потеплению.

Что же касается космической иммиграции, никто пока не может точно понять, безопасны ли такие планы для людей сейчас и будут ли в принципе безопасны в ближайшем будущем. Конгресс США предоставил новоиспеченным космическим компаниям шанс самостоятельно разобраться с этими вопросами и отказался от регулирования подобных предприятий до 2024 года. “В этой области все сегодня работают на неизвестной территории, а регулировать то, о чем ты так мало знаешь, довольно сложно”, - объясняет Майкл Листнер, участник аналитической группы Space Law and Policy Solutions. Впрочем многие законодатели опасаются, что такой фривольный подход может вскоре привести к потерям жизней.

Однако такие харизматичные индустриалисты как Маск и Безос не привыкли останавливаться перед подобными мелочами. Их борьба за вывод человечества в космос уже прочно обрела личный статус: каждый из бизнесменов считает миссией своей жизни помочь людям достигнуть других планет и межзвездных путешествий. Окажется ли их предприятие слишком рискованным мы узнаем уже скоро.

Евгений Смирнов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.