Сможет ли бизнес продолжить борьбу с глобальным потеплением при Трампе?

Новый президент США может не поддерживать экологические инициативы, но для большинства компаний и стран их польза уже слишком очевидна, чтобы от нее отказываться.

Одним из главных вопросов после избрания Дональда Трампа президентом США остается состояние борьбы с глобальным потеплением. Новоизбранный президент и его соратники не скрывают, что экология является для них последним приоритетом, а во многих случаях они и вовсе открыто поддерживают меры, которые на много лет назад вернут текущие попытки сопротивления глобальному изменению климата.  Государство играет в этой борьбе важную роль, основная ответственность ложится на плечи бизнеса. И хотя государство может стимулировать бизнес к принятию правильных с экологической точки зрения решений, компании, которые преданы этой цели, продолжат работу в этом направлении независимо от того, кто стоит у руля государства. Harvard Business review размышляет о том, сможет ли бизнес продолжать движение в сторону “зеленого” без поддержки власти.

Если что-то и сможет сопротивляться опасным для экологии решениям со стороны Трампа, так это чистая экономика. “Зеленые” аспекты экономики становятся все более выгодными для бизнеса с каждым днем. К примеру, с 2010 года стоимость солнечной и ветряной энергии опустилась на 60%-80%, и во многих штатах она сегодня стоит дешевле классического электричества. Многие экологически чистые решения выдерживают экономический тест даже если вычесть из них государственные субсидии, которые уже практически гарантированно будут отменены при Трампе.

Даже если правительство будет настаивать на отрицании глобальных изменений климата и отказываться от соблюдений международных договоров, многие компании скоро начнут чувствовать последствия этих изменений на своем бизнесе. Уже сегодня глобальное потепление стоит многим корпорациям немалых денег. Так, CEO производителя хлопьев Kellogg’s Джон Брайант на встрече в Париже в декабре 2015 года говорил о том, что борьба с климатическими изменениями является “критической миссией” для его компании. По всему миру беспрецедентные наводнения и штормы, напрямую связанные с изменением климата, нанесли миллиарды долларов ущерба местным экономикам и бизнесам.

Сегодня все больше влиятельных CEO начинает поддерживать меры по сдерживанию глобального потепления. Так, CEO компании General Mills так объяснил свою преданность этой миссии на понятном для начальников и бизнесменов языке: “Я несу ответственность за риск для наших предприятий. И научный консенсус показывает нам, что изменения климата уже сегодня являются подобным риском”. Сотни американских CEO подписали письмо к Трампу с просьбой продолжить строительство “чистой” экономики и не оставлять без финансирования программы по борьбе с изменением климата.

Давление на власть в этой сфере, без сомнения, будут оказывать и миллениалы, которые будут составлять более 50% от мировой рабочей силы к 2020 году. Глобальный опрос среди 20 и 30-летних людей показал, что они по-другому относятся не только к экологии, но и к успеху в бизнесе. Так, 87% опрошенных заявили, что по их мнению “успешность бизнеса измеряется не только в его финансовом состоянии”. Другой опрос Morgan Stanley показал, что миллениалы втрое чаще устраиваются на работу в компании, которые заботятся об окружающей среде и других социальных проблемах.

Борьба с глобальным потеплением сегодня все больше становится актуальной не только для бизнеса, но и для стран, с которыми США сотрудничает в том числе и по Парижскому соглашению (его подписало 193 страны). При Бараке Обаме США играли решительную роль в объединении стран на борьбу с климатическими изменениями, но уже первый после избрания Трампа саммит по вопросам климата в Марокко показал, что остальные участники Договора не собираются отступать вслед за Трампом. Китай резко высказался против любых возможных отступлений от пунктов Парижского договора, а президент Франции Николя Саркози поднял вопрос о введении специальных тарифов для стран, которые не выполняют нормы по сокращению выхлопов углекислого газа. Таким образом, страны, которые будут отставать в глобальном усилии по борьбе с глобальным потеплением, будут отставать и в бизнесе, постепенно становясь все менее конкурентоспособными.

Возвращаясь к роли бизнеса в этой борьбе, сегодня с уверенностью можно сказать, что “зеленые” инициативы все больше оправдывают себя не только с точки зрения их пользы для мира, но и с точки зрения пользы для бизнеса. Экологически ориентированный бизнес сегодня может экономить деньги, разрабатывать инновационные решения, привлекать самых талантливых сотрудников и создавать положительный образ для своего бренда. Государственные инициативы делают все положительные свойства экологической активности более ярко-выраженными, но компании по всему миру уже какое-то время встают на “зеленый” путь исключительно по собственной инициативе. Правление Трампа сделает этот путь сложнее, но для большинства вставших на него путников поворачивать назад уже слишком поздно.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.